27 июля 2022 года в Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект № 171683-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», согласно которому в случае предъявления взыскателем исполнительного документа в организацию (лицу), выплачивающую должнику заработную плату, пенсию и иные периодические платежи, указанная организация (лицо) обязана после удержания долгов обеспечить сохранение за гражданином-должником ежемесячно денежных средств в размере прожиточного минимума.
Исполнение указанной обязанности будет осуществляться на основании полученного указанным лицом или организацией, осуществляющими выплату периодических платежей, заявления от гражданина-должника о сохранении ему заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.
Разработчики данного законопроекта в качестве обоснования необходимости его принятия указывают на то, что 01 февраля 2022 года вступил в силу Закон № 234-ФЗ от 29 июня 2021 г. «О внесении изменений в ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», гарантирующий сохранение за гражданами-должниками заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации после взыскания долгов на основании принятых судебных актов.
Согласно поправкам, обязанность по обеспечению сохранения за гражданами-должниками заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации возложена на службу судебных приставов, банки и иные кредитные организации после получения соответствующего письменного заявления гражданина-должника о сохранении дохода в вышеуказанном размере прожиточного минимума, с приложением необходимых документов, указанных в Законе № 229-ФЗ.
Между тем, Закон № 234-ФЗ не распространяется на случаи, указанные в статье 9 ФЗ «Об исполнительном производстве» - при предъявлении взыскателем исполнительного документа на сумму долга, не превышающую ста тысяч рублей в организацию (к примеру, в пенсионный орган, начисляющий и выплачивающий пенсию пенсионеру-должнику) или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, минуя службу судебных приставов и банки.
В связи с этим, на сегодня в рамках исполнительного производства в случаях, указанных в статье 9 Закона № 229, у граждан-должников продолжают удерживать половину их доходов в счет оплаты их долгов, без гарантированного Законом № 234-ФЗ сохранения денежных средств в размере федерального (либо регионального) прожиточного минимума.
Таким образом, на сегодня от не взыскания денежных средств в рамках исполнительного производства в размере прожиточного минимума не защищены преимущественно пенсионеры (в случае предъявления исполнительного документа взыскателем в пенсионные органы).
В последствии такие ситуации приводят к тому, что после удержания половины дохода гражданина-должника во исполнении исполнительного документа взыскателя, у этого гражданина-должника не остается средств к существованию.
В июле 2021 года Верховный Суд РФ указал на необходимость сохранения у пенсионера денежных средств для существования после удержания долгов из пенсии (Определение 53-КАД 21-5-К 8).
Принятие законопроекта позволит обеспечить необходимыми средствами к существованию граждан-должников, преимущественно пенсионеров-должников после удержания их долгов в рамках исполнительного производства, тем самым снизить уровень бедности пенсионеров (в целом граждан) в Российской Федерации.