Журналистам «Города» удалось пообщаться с работниками Братского троллейбусного управления, новость о неудовлетворительном финансовом состоянии (читать по ссылке) которого стала полной неожиданностью для братской общественности. Руководство предприятия с журналистами общаться отказалось. Рядовые же сотрудники поделились своей точкой зрения, но пожелали сохранить анонимность.
Вести о критической финансовой ситуации в Братском троллейбусном управлении прозвучали, как гром среди ясного неба. Внезапно выяснилось, что у предприятия накопились долги, что оно испытывает дефицит кадров, что повышение стоимости проезда до 18 рублей (один из самых высоких тарифов в России) привело его не к обогащению, а к убыткам.
Руководитель МП БТУ Владимир Синицын и председатель (теперь уже бывший) профсоюза Ольга Зверева выступили на депутатских слушаниях с просьбой подготовить письмо в Правительство Иркутской области о необходимости повышения компенсации за проезд льготников (подробнее: http://tkgorod.ru/news/8651).
Поднялся шум. Директор предприятия внезапно ушел на больничный, председатель профкома в разгар подготовки к отчетно-выборному собранию сложила с себя полномочия и отказалась общаться с корреспондентами. Она сообщила лишь, что новый коллективный договор находится на рассмотрении в администрации.
Председатель комитета промышленности и транспорта администрации Братска Руслан Захаров объявил «инвентаризацию льготников» - кондукторы в троллейбусах начали выдавать владельцам льготных проездных «нулевые билеты», чтобы исследовать пассажиропоток. По словам господина Захарова, в последний раз этим занимались в 2010 году. Что странно, так как дотации из областного бюджета перевозчикам сократили в 2014 году. Логично было бы еще тогда выяснить, достаточно ли возмещать предприятию стоимость 30 поездок на одного льготника или следует оспаривать эту сумму.
Корреспонденту «Города» удалось пообщаться с одним из работников МП БТУ (по понятным причинам, имя его не сообщается). Он работает на предприятии достаточно давно и успел застать «у руля» предыдущего руководителя, Сергея Ишкова. Так вот, по мнению нашего собеседника, кризис на предприятии спровоцирован администрацией Братска ради того, чтобы объединить МП БТУ и МПАТП.
- Если в подходе руководства ничего не изменится, то БТУ предстоит банкротство. Я так понял, что у кого-то есть большое желание объединить нас с БАХом. (МПАТП – прим. автора). Львиная доля денег из городского бюджета уходит автобусникам, БТУ ничего не остается. А ведь электротранспорт всегда был дотационным, в других городах он, как минимум, на 30% финансируется муниципалитетом. А нас отправили в «свободное плавание». Электротранспорт – хоть трамваи, хоть троллейбусы – выгодны за пределами города, поскольку способны перевозить разом много людей. А на улицах они не выдерживают конкуренции с автобусами и маршрутками. Еще одна причина убытков – маршрутки, которые администрация разрешила частникам пустить по троллейбусным маршрутам. Они едут перед троллейбусами и собирают большую часть пассажиров, тем более, что проезд в них дешевле. И длится это давно – сколько денег уходит!
Специалистов в БТУ всегда не хватало, а обученных – тем более. С водителями проще, а вот техперсонал в Братске не готовят. Придет автослесарь – надо его учить. А как выучится – уходит. Потому что зарплату у нас не поднимают. За 7 лет только 2 раза прибавили, да и то крохи. Молодежь бежит, им семьи надо кормить. Пока еще старики работают, а уйдут они – что будет с предприятием?
Следует отметить, что подозрения коллектива относительно слияния небеспочвенны. В 2014 году в Братске уже был скандал на эту тему – тогда городские чиновники в открытую заявляли, что намерены сделать из двух предприятий одно. Работники дружно воспротивились – БТУ было рентабельным предприятием, и чужие долги и проблемы коллективу были не нужны. Общими усилиями им удалось добиться отмены этого непродуманного решения. Однако сегодня уже в БТУ сложилась предкризисная ситуация, и есть опасность, что на этот раз горе-реформаторы не получат такого отпора.
«Город» будет продолжать следить за событиями.