Проблема коррупции в органах власти приобрела сегодня глобальный и системный характер. Кроме того, она стала непреодолимым барьером на пути социально-экономических преобразований, а также государственно-правовых реформ. Последствия коррупции прямо или косвенно сказываются на жизнедеятельности практически каждого гражданина нашей страны. Вследствие этого негативного явления в органах власти и управления хозяйствующие субъекты несут невосполнимые издержки, которые существенно сдерживают их экономический рост и инновационное развитие. Исходя из этого, можно согласиться с экспертами, что коррупция - главный и динамично растущий сектор российской экономики, она преследует любой бизнес - от регистрации до его захвата чиновниками или разорения. Годовой доход от коррупции более чем в два раза превысил суммарный доход от экспорта сырой нефти, нефтепродуктов и газа. Коррупция в России из эпизодического отклонения от моральных и юридических правил превратилась в несущую конструкцию власти, норму взаимоотношений граждан, бизнеса и государства.
На борьбу с коррупцией в настоящее время направлены все государственно-правовые средства и институты, однако заметного результата в деле противодействия коррупции в силу целого ряда причин государству достичь пока не удалось.
Одним из государственно-правовых институтов, призванных осуществлять противодействие коррупции как в органах власти и управления, так и в сфере хозяйственной деятельности, являются органы прокуратуры.
Прокуратура – субъект, который должен осуществлять надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, а также выполнением государственными и муниципальными служащими запретов и ограничений, обусловленных их службой.
Кроме того, на прокуратуру возложен целый ряд полномочий по реализации мер административного принуждения за нарушения законодательства о противодействии коррупции. Прокуратура наделена также важными полномочиями по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Коррупция как противоправное явление в сфере государственного управления известна с античных времен. На различных этапах своего развития с обозначенной проблемой сталкивалось практически любое государство. В современный период можно с уверенностью утверждать, что решение проблемы коррупции напрямую связано с ростом экономики и защитой прав граждан. Нужно признать, что в мире нет государства, в котором бы не было проблемы коррупции вообще, однако существует достаточно много стран, где ее уровень минимален, в связи с чем общество практически не ощущает на себе ее негативного воздействия.
Как уже отмечалось, субъектом, который может внести весьма ощутимый вклад противодействие коррупции, является прокуратура. Прокуратура - самый универсальный правоохранительный орган, призванный осуществлять противодействие коррупции средствами прокурорского реагирования. С учетом того, что прокуратура может комплексно воздействовать на причины коррупции, осуществлять комплекс профилактических мероприятий в соответствующей сфере, ее роль в антикоррупционных мероприятиях возрастает по мере развития законодательства о противодействии коррупции.
Сегодня коррупция не ассоциируется со взяточничеством, она имеет достаточно сложные формы своего проявления, которые, помимо своей весьма высокой латентности, представляют собой повышенную общественную опасность.
Рассуждая непосредственно о правовой основе деятельности прокуратуры по противодействию коррупции, следует отметить, что за последние годы нормативная правовая база в этой сфере весьма активно развивалась. Если некоторое время назад основным законодательным актом в этой сфере являлся Уголовный кодекс Российской Федерации, то в настоящее время можно говорить о системе законодательства по противодействию коррупции. Прокуратура осуществляет надзор за выполнением предписаний антикоррупционного законодательства как государственными и муниципальными служащими, так и хозяйствующими субъектами.
В своей деятельности по противодействию коррупции прокуратура руководствуется нормами международного права, федеральным законодательством о противодействии коррупции, а также нормативными актами, которые исходят из Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В настоящее время роль прокуратуры в вопросах противодействия коррупции значительно возросла. Так, органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции в различных органах власти и управления, проводят проверки соблюдения установленных запретов, ограничений, обусловленных государственной и муниципальной службой, а также выполнения чиновниками различного уровня обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции. Прокуратура также является одним из субъектов антикоррупционной экспертизы.
Прокурорский надзор является основным направлением деятельности прокуратуры, именно средствами прокурорского надзора выявляются и предупреждаются различного рода правонарушения, а при наличии оснований ставится вопрос о привлечении виновных физических и юридических лиц к соответствующему виду ответственности.
Прокурорский надзор, в какой бы сфере он ни осуществлялся, всегда носит универсальный характер, однако этот вид надзора не должен подменять иные виды контрольно-надзорной деятельности, которые реализуются в том или ином направлении государственного управления. Предметом прокурорского надзора всегда является соблюдение норм права всеми без исключения субъектами правоприменения.
Проводя прокурорский надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, прокуроры выносят представления, протесты, предостережения, а также постановления. В ходе проведения такого надзора в соответствующей сфере наиболее часто выявляются нарушения запретов и ограничений, обусловленных государственной службой, нарушение сроков и порядка предоставления сведений о доходах и имуществе государственного и муниципального служащего и его супруги (супруга), а также несовершеннолетних детей.
Прокуратура принимает активное участие в правотворческой деятельности, которая может напрямую касаться вопросов противодействия коррупции, кроме того, прокуратура может выпускать специальные издания по соответствующей тематике.
Прокуратура является одним из основных субъектов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Так, в компетенции прокуратуры находится проведение соответствующей экспертизы нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы. Помимо этого, прокуратура проводит антикоррупционную экспертизу бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, предоставления социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Исходя из приведенного перечня, видно, что на прокуратуру возложен весьма широкий объем полномочий по осуществлению данного вида деятельности, реализация которых приносит определенные результаты.
Прокуратурой г. Братска в 2013-2014 г.г. в ходе проведенных проверок соблюдения государственными и муниципальными служащими законодательства о противодействии коррупции, выявлялись нарушения указанного законодательства при предоставлении сведений о доходах (расходах) и имуществе государственного и муниципального служащего и его супруги (супруга), а также несовершеннолетних детей, принимались меры прокурорского реагирования. В результате планомерной деятельности прокуратуры города в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции подобные нарушение были исключены и в текущем периоде государственными и муниципальными служащими не допускались.