Неприметные гаражи в районе Энергетика. Здесь хранят не только машины. В подполе, куда обычно складывают картошку, братчанин Алексей Смирнов оборудовал целую мастерскую. В ней собрал более четырёхсот авторских ножей, большую часть подарил. Сейчас здесь заготовки будущих изделий. Тут же склад необходимых материалов. Этот брусок красного дерева стоит больше трёх тысяч рублей. В будущем ему и похожим брускам предстоит стать рукоятками ножей.
Алексей Смирнов, мастер-ножедел: - Вот таким образом выглядит кап ореха в необработанном виде. От него я отпилил кусочек и собрал нож, то есть в обработанном виде почувствуйте разницу. Вот этот нож состоит из 27 элементов, то есть в нём 27 разных деталей.
Из всех этих элементов только клинки Алексей пока не делает сам. Создать качественный клинок – нелёгкая задача даже для опытного кузнеца. А делать некачественные изделия, уверяет братский мастер, совесть не позволяет. Режущие части для ножей Алексей заказывает через Интернет со всего мира. На производство рукояти для одного может уйти неделя. Вот так выглядит нож, сделанный примерно на половину. Здесь нужно сточить пять всего пять лишних миллиметров – работа требует особой внимательности.
Алексей Смирнов, мастер-ножедел: - На данном этапе очень легко испортить. Милиметр убрал лишнего или полтора или ушло немножко в сторону, исправить как правило очень сложно или невозможно, потом приходится сбивать, разбивать брусок.
Человек непосвящённый в этом ноже не увидит изъянов, однако их огромное количество, уверяет Алексей. Свой первый нож он никому не подарил и дарить не собирается. Дорог, как память. Всё-таки этот фиксет пять лет назад будущий мастер собирал буквально на коленке с помощью одной лишь дрели и подручных материалов.
Алексей Смирнов, мастер-ножедел: - Вот этот клинок из той пилы, которой я показывал р5-м6 сталь. Вот это вот красное дерево, которое мне привёз мой знакомый это просто остатки какого-то мебельного производства они лежали у него не были нужны – это красное дерево я сюда вставил. Кожа на ножнах – это остатки кожаной куртки моей жены на самом деле.
Особых проблем с поиском информации о создании ножей в век Интернета у Алексея не возникло. В глобальной сети можно найти всё: от поставщиков материалов, до практического руководства по производству. Мастер подчёркивает: холодное оружие не делает, на это нужна лицензия. Его ножи попадают под категорию хозяйственно-бытовые изделия. Впрочем, для самого автора этих изделий – это прежде всего произведения искусства, которое всегда было его слабостью.
Алексей Смирнов, мастер-ножедел: - Первое, с чего как бы я начал. Это были маски африканские – вот три штуки у меня осталось на стенке, вот они висят. То есть я сначала делал их, резал их. То есть не хватало выплеска творческой энергии, которая на тот момент была. Хотелось сделать что-то красивое и получить от этого удовольствие.
Ножи Алексея Смирнова есть у коллекционеров разных стран. Имя братского мастера, как говорится, широко известно в узких кругах. Возможно, в скором будущем, в его собственной коллекции появится необычный экспонат. Сейчас мастер вынашивает идею создание ножа с каменным клинком. Впрочем, уверяет Алексей, главное в деле не конечный результат. Его как человека увлекающегося не меньше интересует и сам процесс.
Андрей Васильев, Сергей Мажитов