На прошлой неделе социальные сети и телеграм-каналы облетело видео, на котором сотрудники полиции пытаются усадить в автомобиль мужчину. На кадрах видно, как крупный гражданин уперся в автомобиль и никак не хочет усаживаться. Все это действо (а вернее, его отсутствие: полицейские уперлись в мужчину, мужчина — в автомобиль) сняла на камеру жена задержанного, на эмоциях бегающая вокруг машины и кричащая, что ее супруга похищают неизвестные лица. С первого взгляда ситуация может шокировать: средь бела дня некие люди заталкивают в автомобиль человека. Будто смотришь видео, снятое не в 2024-м, а в лихие 90-е. Особой остроты придает личность «похищаемого».
В подписях к видео утверждалось, что в автомобиль пытаются затолкать местного предпринимателя Василия Дулю, которого незадолго до этого в социальных сетях возвели чуть ли не в ранг главных активистов и общественников Братска. Сложно судить, насколько у Василия Дули успешно идут дела в бизнесе (в карман мы ему не заглядывали), но то, что он знает толк в хорошем шоу, это отрицать сложно. Правда, стоит всегда помнить, что всякое шоу он проворачивает исключительно в собственных целях, ловко играя на эмоциях аудитории.
В полиции Братска секретов из задержания Дули не делают. Правоохранители говорят: да, был такой случай, и сотрудники действовали исключительно в рамках своих полномочий. То, что момент предъявления документов и разъяснения прав не попал на видео, которое распространила жена задержанного, так это не вина полицейских. Задержали предпринимателя по административному делу о порче предвыборных баннеров кандидата на выборах мэра Братска Сергея Серебренникова. Тот написал на Дулю заявление в полицию. От сотрудников правоохранительных органов мужчина скрывался, поэтому пришлось идти на такие меры. В момент задержания стал вести себя эмоционально — пришлось надевать наручники и применять силу, а после везти в суд, где ему выписали штраф за сопротивление сотрудникам полиции. Правоохранители уверяют, что никто задержанного не бил, да и на кадрах ничего такого не видно.
Тем не менее свои пять минут славы Василий Дуля в Интернете все же получил. Расчет его тут понятен: чем громче кричишь, что тебя якобы незаконно задерживают (в данном случае кричит жена), тем больше привлекаешь внимания к своей персоне, вызываешь больше сочувствия и тем выше вероятность избежать серьезного наказания. Главное — сместить фокус с содержания на форму, дать публике то, что она хочет увидеть: как борца за права предпринимателей и всех братчан «пакуют» в автомобиль.
***
Припадки справедливости (в его понимании) у Василия Дули, как правило, совмещены с электоральными циклами. Так было перед выборами мэра в 2019 году, так было и перед выборами в году нынешнем. Семье предпринимателя принадлежит несколько торговых объектов в Центральном районе Братска. И на них во время горячей избирательной поры горожане могли видеть лозунги, направленные в адрес действующего на тот момент мэра. Василий Дуля прекрасно осознает, что можно писать на белых простынях, которые он вывешивает на своих торговых центрах, а что нет. Вероятно, именно поэтому его перфомансы остаются безнаказанными. В этом году братчане могли прочесть на торговых центрах, например, такие послания, намалеванные нетвердой рукой: «Сергей, фокусник. Раз, два, и нет малого бизнеса, одни монополисты», «Сергей, тебе ответ: мы матерей не продаем и взяток не даем», «Сергей такой: своим не свой, а нам чужой», «Сергей такой: разваливал он Братск и красил губы напоказ» (что бы это ни значило) и другие.
Примеры творчества Василия Дули
Очевидно, что любой братчанин моментально считывает, о ком слагает нехитрые двустишия владелец торговых центров. Люди вполне справедливо могут считать такое общение с властью забавным, но вряд ли Василия Дулю кто-то воспринимал всерьез.
Но в этом году предпринимателю, как говорится, неслыханно подфартило — Сергей Серебренников на выборах разгромно проиграл Александру Дубровину, и в сознании многих горожан (к сожалению, и тех, к чьему мнению прислушивается аудитория в соцсетях и телеграм-каналах) сложился образ Дули как общественника и активиста, который боролся с Сергеем Серебренниковым (пусть и странными лозунгами) еще до того, как это стало мейнстримом. А значит, любое обвинение Дули в каких-то незаконных делах или махинациях в сознании многих начинает восприниматься как попытка сведения счетов или месть.
Но зачем всё это Василию Дуле? Правильно. Чтобы, как и в случае с видеосъемкой задержания, создать эффект, который позволит избежать серьезных проблем. Важно понимать, никакой он не защитник предпринимателей, не великий общественник или активист. Если разложить всю его деятельность по полочкам, то мы увидим, что вся его политическая и общественная активность ограничивается одними скандальными баннерами и ничем больше. Никаких общественных акций, которые бы объединяли людей, никаких предложений по благоустройству города или ценных инициатив от него не исходило никогда. Во всяком случае, о них ничего неизвестно. Зато хорошо известно о претензиях надзорных органов к деятельности Василия Дули как предпринимателя.
Прокуратура постоянно выявляет нарушения в деятельности торговых центров, которые принадлежат семье Василия Дули. По решению суда их неоднократно закрывали из-за отсутствия паспортов безопасности, эвакуационных выходов, за нарушения требований пожарной безопасности, за нарушение требований градостроительного законодательства, за несогласованные изменения характеристик зданий и так далее и тому подобное. Исправлять «косяки» стоит больших денег, поэтому Василий Дуля и его супруга немалую часть жизни проводят в судах и тяжбах с местной властью и контролирующими органами. Очевидно, что позиции супругов крайне слабы. Поэтому вместо того, чтобы всё сделать по закону они предпочитают скандалить, портить баннеры, малевать на простынях оскорбительные стишки — в общем, заниматься тем, что умеют лучше всего: пудрить людям мозги. Авось, прокуратура с мэрией из-за лишней шумихи отвяжется. К счастью, власть и надзорные органы на такой дешевый цирк не ведутся. Зато ведутся многие братчане, ошибочно считая Василия Дулю и его супругу жертвами злобных бюрократов.