Буквально позавчера 6 тысяч братчан приехали в музей под открытым небом «Ангарская деревня», чтобы с размахом отпраздновать Святую Троицу и 385-летие Братска Острожного. Программа была любопытной и насыщенной, погода – хорошей, угощение и сувениры – разнообразными, так что братчане остались довольны тем, как провели воскресенье. Традиционно подпортили впечатление транспортные проблемы, но это дело привычное и гостей не отпугивающее. И никто даже не заметил, что внутри самого музея назрела серьезная конфликтная ситуация. 20 июня в открытом доступе на Youtube появился видеоролик, после просмотра которого возникают опасения за судьбу «Ангарской деревни»…
Впрочем, проблема гораздо шире – под удар попали сотрудники МБУК «Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары». Это учреждение включает все городские музеи и Художественный выставочный зал. Сначала, по распоряжению руководства, людям прекратили выплачивать стимулирующие надбавки (это произошло в сентябре 2015 года после «рекомендательного» письма начальника департамента культуры Игоря Кравцова – прочитать об этом подробнее можно здесь). А недавно специалистов принялись откровенно выживать с рабочих мест ради «оптимизации» штатов.
Поскольку процедура сокращения подразумевает серьезные денежные компенсации, горе-менеджеры выбрали другой путь, попросту вынуждая «неугодных» людей уйти по собственному желанию. Для начала уволили уборщиц и дворников. А затем предложили научным сотрудникам и смотрителям самостоятельно наводить чистоту. Тем же, кто не желает становиться «специалистом широкого профиля» (причем, без всяких доплат), советуют писать заявления об уходе. Накануне праздничных выходных сотрудников Художественного выставочного зала и музея БГС отправили на принудительные работы по уборке территории в «Ангарскую деревню». При этом никаких приказов о переводе им выдано не было. В результате из нескольких филиалов разом уволились заведующие и научные сотрудники.
В самой «Ангарской деревне» ситуация ничем не лучше – шантажом, угрозами, хамством, необоснованными выговорами и претензиями работников подталкивают к мыслям об уходе. Любой наемный работник знает, как легко самый мелкий начальник может сделать невыносимой жизнь подчиненных.
Под угрозой оказалась даже крупная этнографическая экспедиция – первая за много лет – средства на которую удалось выиграть в конкурсе грантов благотворительного фонда. Участниками экспедиции должны были стать приглашенные ученые из Иркутска и Красноярска. Но сейчас все это оказалось под вопросом. А ведь речь идет об основной деятельности музея!
Рабовладельческий подход царит во многих муниципальных учреждениях культуры. Начальство не считает зазорным вынуждать сотрудников делать то, что не имеет никакого отношения к их должностным обязанностям. К примеру, накануне Троицы на «субботники» в «Ангарскую деревню» посылали даже библиотекарей, которые и без того уже несколько месяцев безропотно заменяют сокращенных уборщиц.
После того, как о ситуации рассказали в теленовостях, заместитель мэра по социальным вопросам Марина Зубакова пообещала взять ситуацию под контроль. Интересно только, почему для этого нужно было привлекать прессу? Ведь ситуация в муниципальных учреждениях по определению должна находиться под контролем администрации!
Музей или парк развлечений?
Начальник департамента культуры Игорь Кравцов 31 мая на аппаратном совещании в администрации рассказал о грандиозных планах на лето. По его словам, народные гуляния в этом году будут проходить в музее «Ангарская деревня» едва ли не каждые выходные:
- Музейные сотрудники работают, и для того, чтобы учесть пожелания всех горожан разнообразить отдых в летний период, в том числе, и на территории «Ангарской деревни», и учитывая ваше, Сергей Васильевич (Серебренников, мэр Братска – прим. ред.) поручение о развитии, так называемого, «спектра въездного туризма».
А теперь вдумайтесь: музейные сотрудники работают, чтобы разнообразить отдых горожан! С каких пор музеи стали частью сферы развлечений? И должны ли учреждения, призванные сохранять свидетельства прошлого, приносить деньги? Ведь, прежде всего, «Ангарская деревня» - архитектурно-этнографический музей и только потом площадка для массовых мероприятий! Даже в юридических документах в качестве основного вида деятельности МБУК указана «Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий»! А вовсе не «организация отдыха и получение прибыли»!
Судя по всему, это хорошо понимала прежний директор МБУК «Братский городской объединенный музей освоения Ангары» Екатерина Гинзбург. И потому мешала реализовывать красочные фантазии Игоря Кравцова и Сергея Серебренникова. В результате неудобного директора сменила Оксана Костык – бывшая сотрудница департамента культуры администрации, успевшая полтора года поработать в музее младшим научным сотрудником. Завидная карьера! Из МНС-ов – прямиком в руководители!
На пост заведующего музеем «Ангарская деревня» в 2015-м пришла другая ставленница департамента культуры Надежда Машукова (тоже из «бывших культработников»), а не так давно ее сменил Игорь Склонный. Новый руководитель заправлял в музее с апреля 2016 года, а 14 июня, по данным нашего источника, был утвержден в должности официально.
Заведующий, склонный зарабатывать
Но что за человек пришел к руководству? До недавних пор Игорь Склонный возглавлял МБУК «Парк культуры и отдыха» в Энергетике. Как нам известно, ни культуры, ни отдыха в нем как-то не наблюдалось. Это один из тех людей, «благодаря» которым так и не был реализован замечательный проект строительства скейт-парка на территории танцплощадки (в просторечии именуемой «клеткой»), а ведь на него даже был выигран грант администрации! Но Игорю Склонному требовалось место для проведения дискотек. Которых, впрочем, там больше не устраивали.
В 2013 году муниципальное учреждение ликвидировали, «повесив» расходы по содержанию парка на предпринимателей. Бывший же директор был назначен заместителем директора МБУК «Братский городской объединенный музей освоения Ангары» по техническим вопросам. А затем Игорь Склонный возглавил в «Ангарскую деревню». Для чего? Чтобы превратить музей в еще один «парк культуры и отдыха», где горожане будут «весело» проводить время, разбрасывая бутылки из-под горячительных напитков? А научные сотрудники будут их убирать?
Мухи – отдельно, котлеты – отдельно!
Вообще, в том, что музеи находятся в подчинении у массовиков-затейников, существует некая системная ошибка. История, археология и этнография – это серьезные научные дисциплины, в которых не место зрелищам. Но в последние несколько лет в «Ангарской деревне» крутились слишком серьезные деньги, чтобы городские власти не попытались ввести там «ручное управление». Спонсоры и областной бюджет 4 года подряд выделяли миллионы рублей на восстановление существующих объектов и создание новых экспонатов. В результате вместо реконструкции Братского острога музей получил слабое подобие, макет, при постройке которого мало кого волновала историческая достоверность. Достаточно взглянуть на правую стену острога – бревна тына соединены стяжкой из досок, скрепленных металлическими винтами. Если порасспросить специалистов, они приведут целый перечень подобных несоответствий. В то же время, на реставрацию старых уникальных экспонатов денег не находится. Подход напоминает действия глупенькой молодой хозяйки, которая на дорогую антикварную мебель лепит яркую самоклеящуюся пленку, чтобы «нарядненько» было.
В каком же направлении Игорь Кравцов намерен «развивать» музей под открытым небом? Не станут ли уникальные образцы архитектуры, вывезенные в Братск из зоны затопления, всего лишь декорациями для увеселений и приманкой для обеспеченных туристов, которых видит в своих снах градоначальник? И что на это сказал бы Октябрь Леонов, положивший жизнь на создание уникального музея?
P.S. После шумихи в прессе и вмешательства общественников руководство музея заверило, что этнографическая экспедиция, на которую получен грант, все же состоится, и необходимые бумаги были подписаны.