В Штабе общественной поддержки «Единой России» учёные и общественники обсудили содержание будущего предмета истории Иркутской области и отношение молодежи к своему региону.
Что знают об истории Иркутской области современные школьники? С какими именами знаменитых земляков они знакомы? Писателя Валентина Распутина, драматурга Александра Вампилова, поэта Евгения Евтушенко, пианиста-виртуоза Дениса Мацуева, гениальных изобретателей вертолётов Михаила Миля и Николая Камова, лётчиков-космонавтов Бориса Волынова, Александра Полещука, Дмитрия Кондратьева, Анатолия Иванишина?
Как подрастающее поколение воспринимает историю родного края и как это коррелируется с желанием остаться здесь жить и работать после окончания школы, колледжа или вуза, разбирались в Штабе общественной поддержки «Единой России» учёные-историки, политологи, представители педагогического сообщества, дополнительного образования, сами активные молодые люди, депутаты Законодательного Собрания.
Модераторами дискуссии выступили председатель комитета по социально-культурному законодательству, кандидат исторических наук, политолог Дмитрий Мясников и депутат Молодёжного парламента при Заксобрании региона, студент Института социальных наук Иркутского государственного университета Руслан Бойких.
«Со следующего года в Иркутской области начнётся преподавание истории родного края. У нас есть политическая задача по подготовке учебника и учебного пособия. Коллектив авторов, некоторые из которых участвуют в нашей сегодняшней встрече, уже подготовили текст. Интересно отфиксировать, в какой ситуации мы находимся, каковы представления старшеклассников о своём регионе. В последних числах сентября было проведено социологическое исследование. В нём приняли участие тысяча учащихся 7-11 классов, причём были опрошены участники «Движения первых» - это ребята социально и общественно активные. С большой долей вероятности, что кто-то из их числа в будущем поступит в политику, управление, органы образования. Поэтому крайне интересно оценить, что они думают об Иркутской области», - отметил Дмитрий Мясников.
Руслан Бойких подробно рассказал о результатах социсследования. 73,7% опрошенных позитивно оценивают регион, в котором проживают, 3,6% - негативно, 16,3% - нейтрально. Однако 46% не смогли определиться, останутся ли они в регионе или же переедут в другой. Остаться в Иркутской области и получать здесь дальнейшее образование планируют лишь 26% опрошенных школьников. И лишь 4% планируют получить образование в другом регионе, а затем вернуться в Иркутскую область.
«Если населённый пункт нравится школьникам, то только 17% планируют уезжать. В противном случае переезд планируют уже 43%», - констатировал Руслан Бойких.
Самым главным преимуществом региона ребята называли Байкал (такой ответ прозвучал от 30% опрошенных). На втором месте – экономический потенциал Иркутской области (22%).
Как сделать так, чтобы ребята гордились своим регионом, его историей и людьми? В рамках разрабатываемого учебника истории, как отметили авторы этого издания, подобная задача не стояла. Нет возможности подробно рассказать об исторических персонажах и событиях.
Прозвучал целый ряд предложений, как решить эту коллизию. По мнению доктора исторических наук, профессора Александра Иванова, в дополнение к учебнику истории Приангарья обязательно нужна хрестоматия. Кроме того, для популяризации истории родного края возможны нестандартные подходы. Д.и.н., профессор кафедры истории России исторического факультета Иркутского государственного университета Ирина Дамешек рассказала об опыте разработки исторических квестов для школьников. Сотрудники кафедры создали целый ряд таких квестов. Директор Школы креативных индустрий Яна Варшавская предложила для популяризации истории возможности своей организации и библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского.
Как отметила депутат Молодёжного парламента Светлана Пермякова, для молодых людей знание истории своей малой родины – это важное преимущество: «Знание истории родного края даёт понимание ментальности жителей региона. В том числе изучение истории своей семьи позволяет детям лучше понимать свою идентичность и сопричастность к региональной истории. А изучение биографии наших писателей, военных и других значимых людей, в свою очередь, дарит мотивацию и создает хороший пример для подражания подрастающему поколению».