В расписании на завтра у второклассницы Ани пять уроков. Собирая портфель школьница аккуратно складывает школьные принадлежности, ничего лишнего, только то, что нужно на уроке. Учебник по русскому языку, тетрадка основная, тетрадка дополнительная - печатная, которая идёт в комплекте к учебнику.
- А ещё есть по русскому. Вот там была вторая часть, а есть ещё есть первая, это тоже учебник по русскому языку, а тетрадь одна.
Задачник по математике, учебник по чтению, а ещё хрестоматия, несколько тетрадей, прописи, дневник и пенал. Багаж знаний, и никаких лишних «кирпичей» . Сам портфель всего 200 граммов, специльно подбирали самый лёгкий. Выбирали его для Ани долго, заплатили много.
С таким грузом, хоть идти недалеко, но детских сил требуется много. Сегодня Аню в школу провожает папа, и наша съёмочная группа с весами в руках.
Кирилл Бакуркин, папа школьницы: - Ребёнка одного… он в принципе уже взрослый, может сам ходить в школу, но иногда приходится вместе с ним ходить утром, чтобы отнести портфель, потому что весит очень много. Безусловно вредит здоровью. Здесь два выхода, либо покупать ещё учебники, чтобы был второй комплект, либо ребёнка отдавать в качалку.
«Вы неправильный день выбрали для взвешивания рюкзаков» - говорят школьники. Сегодня у них всего 5 урока – учебников мало. Обычно бывает по шесть и семь. В такой бы день показатель весов удивил бы ещё больше.
Саша из шестого класса тоже лишнего ничего в сумку не вложила. Такая сумка, как у девочки, да ещё и весом в пять килограмм, сильно способствует развитию сколиоза у школьника. Вес распределяется неравномерно на два плеча, как если бы был заспинный рюкзак, а на одну сторону, ведь нести приходится в одной руке.
Практически у всех, кто ставил портфели на весы, стрелка показала по 4-5 килограммов. По килограмму на урок – смеются дети.
Андрей, 7 класс: - Сейчас у нас, конечно, мало было уроков, а вот вчера было 7, это было похуже. Сегодня было пять уроков, для нас это счастье когда пять уроков.
Четвероклассник Вадим тоже поучаствовал во взвешивании. Его рюкзак выглядит больше самого школьника, а носить приходится за несколько дворов от школы. Ради интереса, встал на весы и сам
- Вадим весит 30, а портфель - 5. - Тяжести таскать – моё призвание.
Самый оптимальный вес портфеля, считают медики, не больше 10 процентов от массы школьника. Портфель Ани, который она собирала утром весил чуть больше четырёх килограммов. Если прибавить сменную обувь и форму для физкультуры – то все пять.
Татьяна Бакулина, корреспондент: - Если брать во внимание не только вес самого портфеля, но и соотношение его к массе тела ребёнка, то получится такая формула: 25 на 5 = соотношение 1 к 5. Для взрослого, который весит к примеру 70 килограммов, подобный груз будет равен 14 килограммам. Это примерно 6 кирпичей. Чтобы понять, насколько это тяжело ребёнку, попробуйте загрузить 6 кирпичей в портфель и походить с таким грузом примерно полдня. И так каждый день.
В прошлом году были утверждены новые санитарные требования к условиям обучения. В них среди прочего регламентируется и вес портфеля. Для учеников 1-2 классов он не должен превышать полтора килограмма, для 3-4 х классов – не более двух. Два с половиной для пятиклассников и шестиклассников, в седьмых-восьмых ещё на килограмм больше = 3,5, и наконец, с 9 по 11 школьник должен носить портфель не тяжелее 4 килограммов.
Марина Фокина, главный специалист–эксперт роспотребнадзора: - Это учитывается при составлении расписания уроков, особенно акцент делается на начальное звено. В первую очередь родители заинтересованы в том, чтобы ребёнок был здоров, и состояние здоровья не будет ухудшаться в процессе обучения в школе. Соответственно, при плановых проверках мы эти требования не можем проверить, так как эти требования касаются исключительно здоровья каждого ребёнка.
Проблема не нова. И решить её пытались различными методами. В 2003 году Госсанэпиднадзор России установил нормы – как должен выглядеть и сколько должен весить школьный учебник. Это бы весьма облегчило ранцы учеников, да только не устроили такие нормы авторов. Они стали жаловаться на то, что им приходится снова и снова сокращать текст, превращая учебник в справочник. Либо делать мелкий шрифт, который не устроил уже медиков. Нововведение не прижилось.
В прошлом году в пяти школах Иркутска дети начали заниматься по электронным учебникам. Весом всего сто граммов, с полной школьной программой внутри. Если бы в экпериментальных классах апробация такого «электронного учебника» прошла бы успешно, его могли бы внедрить во всех российских школах. Но специалисты обнаружили массу недостатков. Например, эти книги нужно постоянно подзаряжать, батарейка может сесть во время урока. Гаджет можно легко разбить - тогда ученик останется без всех пособий разом. Но самое главное – проект, как оказалось, требует большой доработки.
Любовь Загвоздина, начальник отдела информационных услуг Центра развития образования: - Не хвалят почему, потому что сам проект сырой. Техника, которую предлагают школам, она не опробирована хорошо, и результат участия школьников в этом проекте, ещё не подведён, черты этой нет.
Возможно, в будущем, когда электронные книги будут доведены до ума, их все-таки внедрят в российских школах.
Вопрос финансирования этого проекта здесь тоже не на последнем месте. В большинстве современных школ учебники и так приобретаются на родительские деньги. Если груз ответственности за приобретение электронного учебника также ляжет на родителей – это может поднять волну возмущения.
Как вариант решения проблемы - дополнительный комплект учебников. По одному ребёнок делал бы домашнее задание, по другому – занимался бы в школе. Но, опять же, средств у министерства образования на это нет. Всё зависит от родителей. Им самим придётся принять решение. Сгрузить всю тяжесть знаний на ребёнка, или возложить их на собственный кошелёк.
Татьяна Бакулина, Сергей Мажитов