https://centramarket.ru/ https://centramarket.ru/ https://centramarket.ru/

Транспортный абсурд: почему в Братске повысили цену на проезд, если у перевозчика всё хорошо, отменили выгодный маршрут и другие истории

17 февраля 2021 г. 12:00 6459

Муниципальный, не частный, общественный транспорт Братска в последние годы существует в каком-то особом, абсурдном мире. Новости и события, которые сопровождают местные автобусы и троллейбусы, порой поражают своей противоречивостью, а некоторые вызывают искреннее недоумение. Подчас на решения городских властей с изумлением взирают представители контролирующих органов, депутаты и даже судьи, поражающиеся простотой схем, которые в Братске проворачивали и проворачивают с автобусами и имуществом, которое так или иначе связано с пассажирскими перевозками.

Недавний пример у всех на слуху. Мэр Братска Сергей Серебренников аккурат перед Новым годом подписал постановление о повышении стоимости проезда в муниципальном общественном транспорте с февраля 2021 года с 22-х до 24-х рублей. Соответственно, выросли в цене билеты на, так называемых, «покилометровых» маршрутах («Братск-Энергетик», «Братск-Гидростроитель» и другие), а также стоимость поездок по дачным маршрутам. Как только информация появилась в СМИ, чиновникам пришлось спешно придумывать, отчего вдруг возникла необходимость поднимать цены. Причину, вероятно, отыскали моментально - коронавирус. Эпидемией сейчас можно объяснить всё, что угодно.

Как сообщил председатель комитета промышленности и транспорта Юрий Бак, в числе основных причин повышения стоимости проезда на 2 рубля - снижение пассажиропотока, связанное с распространением коронавируса, - сообщалось на сайте администрации Братска. - Кроме того, сообщил руководитель комитета, повлияло удорожание запчастей, топлива (рост составил 16%), электроэнергии, коммунальные тарифы и др. Только за данный период в стране дважды повышался минимальный размер оплаты труда, что соответственно увеличило расходы на оплату труда персонала предприятий.

Всё это выглядело бы вполне разумным объяснением, но есть нюанс.

За несколько месяцев до того директор муниципального «Центрального автотранспортного предприятия» Александр Кузнецов (оно сейчас контролирует все муниципальные, то есть не частные, автобусы) бодро рапортовал депутатам местной Думы: проблем на МУП «ЦАП» никаких нет, пассажиров стало больше, выручка растёт, задолженность отсутствует (к слову, до этого долгов было на много миллионов рублей, из-за чего существовал риск, что муниципальный транспорт могли обанкротить полностью). Вот что говорил, глядя в честные депутатские глаза, господин Кузнецов.

- Доходы за 6 месяцев этого года составили 65,4 млн рублей (аналогичный период за 2019 год – 56,9 млн рублей). Рост составил 13 процентов, из них выручка от работы кондукторов, продажи проездных билетов – 23 млн рублей (рост на 21%). <...> В настоящий момент задолженностей у предприятия нет – кризисную ситуацию удалось преодолеть. 

Директор МУП «ЦАП»​ Александр Кузнецов

Словам Александра Кузнецова, кстати, вполне можно доверять. На протяжении нескольких лет городские власти активно закупали автобусы на средства местного бюджета, приходила (и ещё придёт) техника, работающая на природном газе (только в 2020 году пришли два десятка автобусов). Новая техника - это во-первых, больше рейсов, а во-вторых, меньше затрат на обслуживание (машины только с завода - что там чинить?). Но вот прошло всего три месяца после доклада директора МУП «ЦАП», и старуха с косой снова замаячила перед муниципальным автотранспортным предприятием - пассажиропоток куда-то испарился и нужно срочно латать дыры в бюджете. За счёт кого? Конечно, за счёт горожан. 

Косвенно не такое уж бедственное положение с пассажиропотоком подтверждают и отчёты мэрии. Так, в недавнем постановлении мэрии «О внесении изменений в программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Братска <…> до 2030 года» есть интересная таблица, которая указывает, что пассажиропоток на автобусах МУП «ЦАП» в 2019 году по сравнению с 2018-м только увеличился (с 1,6 до 1,8 миллиона человек). Те же 1,8 миллиона стоят и в данных за 2020 год, с одним лишь уточнением, что это прогнозные данные, то есть предполагаемые. Получается, что снижение пассажиропотока в мэрии не прогнозировали?

Справедливости ради, скажем, что есть муниципальное предприятие-перевозчик, у которого имеются серьёзные проблемы. Это «Братское троллейбусное управление». Дела там настолько плохи, что троллейбусы с людьми на борту самовоспламеняются. Директор МП «БТУ» несколько лет подряд говорил, что троллейбусное хозяйство нужно спасать (шутка ли, почти 100% из более чем полусотни троллейбусов требуют списания - ездить в них уже небезопасно). Чиновники и депутаты слушали директора «БТУ» всегда очень внимательно и даже что-то записывали в блокнотики, но что толку? Как ездили люди в промёрзших троллейбусах, так и продолжают ездить. Там, по правде говоря, повышением цены на 2 рубля за поездку уже ничего не решишь, нужны более кардинальные меры. Но чиновники и депутаты, как правило, на троллейбусах не ездят.

ЧП с троллейбусом в декабре 2020 года

Но вернёмся к нашим автобусам. Абсурдных историй с ними за недолгий период накопилась масса. Вот ещё одна замечательная. Про то, как задумали в мэрии города разделить единое автопредприятие на два, чтобы стало лучше (как бы), но лучше не стало (вот так неожиданность!). История «аукается» до сих пор, а некоторые люди, которые раньше души не чаяли в местных деятелях государственного масштаба, должно быть, резко пересмотрели свои взгляды, оставшись решать не свои финансовые проблемы с помощью своих кошельков.

В последние годы для Братска приобретают большие партии газовых автобусов по федеральной программе «Чистый воздух».
У муниципального предприятия Всё больше возможностей потеснить частных перевозчиков с рынка

В середине «десятых» годов проблема с общественным транспортом была острее в разы, чем сейчас. Стоимость проезда повышали, но ни к каким позитивным изменениям это не привело. Старые автобусы ломались, денег на их ремонт не было - как следствие, на многих маршрутах возникали перебои в расписании, уехать подчас никуда было нельзя. Выгодные маршруты (те, которые не просто окупаются, но и приносят прибыль) отдали частникам, оставив за МП «АТП» (муниципальное автотранспортное предприятие) маршруты социально важные, но не приносящие больших денег, поскольку пользовалось ими сравнительно небольшое число пассажиров. Предприятие всё больше и больше погружалось в пучину долгов, напряжение внутри коллектива росло. Доходило даже до голодовок, но с ними история мутная - есть, например, версия, что такие акции умело подогревались самой мэрией, чтобы, с одной стороны, подвести к тому, что в итоге и случилось, а с другой - обвинить во всём некие «страшные-ужасные-тёмные силы» (как правило, оппозиционные местным властям). А случилось вот что. В какой-то момент было принято «гениальное» стратегическое решение разделить погрязшее в долгах МП «АТП» на два предприятия, выделив упоминавшийся и ныне здравствующий «ЦАП».

На МП «АТП» при таком разделении повесили все долги, которые тогда были у муниципального перевозчика. А это свыше 50 миллионов рублей. Затем коммерческая фирма, поставлявшая топливо для муниципальных автобусов, перед которой у МП «АТП» были долги, подала иск о банкротстве предприятия. Терпение лопнуло, или кто-то попросил - неведомо, но фирма потом удачно разместилась в здании администрации бывшего МП «АТП». Идея «повесить» долги на одну контору, чтобы вытащить из кризиса другую оказалась настолько бесхитростной и банальной, что удивляла даже видавших всякое профессоров-финансистов.

- Странным образом были разделены долги автотранспортные между колоннами. По меньшей мере, странно. И это вопрос, на который хотелось бы получить ответ. Почему такое решение принято, почему все кредиты, которые вашим предприятием взяты (обращение к представителям МП «АТП» - ИА «ТК Город»), оказались в одной стороне, а не разделены? - недоумевал доктор экономических наук и депутат Думы 6 созыва Алексей Сапожников.

Думаете, какой ответ он получил? Никакого, вообще.

Разделили одно предприятие на два давно, но судебные тяжбы по этому делу идут до сих пор. Да, в 2021 году.

Если коротко:

- в 2018 году Арбитражный суд признал МП АТП банкротом, спустя несколько месяцев суд передумал и признал разделение незаконным: активы вывели в одно предприятие, долги «повесили» на другое, значит был умысел довести до банкротства - а это уже «уголовка».

- затем апелляционный суд признал, что всё нормально - так можно делать, потому что власти хотели, как лучше, долги можно было бы погасить, а виноваты непрофессионалы, которые руководили предприятием.

- в 2020-м кассационный суд вновь вернул дело в апелляцию, заявив, что неплохо бы выяснить, как можно было вернуть к жизни предприятие, которое дышало на ладан - в чём был план местных государственных мужей?

- собственно, правильно или нет поделили МП «АТП», до сих пор решают в судах. А меж тем, этот вопрос имеет далекоидущие последствия.

Если допустить, что разделение МП «АТП» с выделением из него МП «ЦАП» признают незаконным, то активы (то есть всё, что можно продать и вернуть кредиторам) тоже делить, скорее всего, не будут. А это значит, что все замечательные новенькие автобусы, которые колесят по улицам Братска и повышают (или понижают - уже и не разберёшь) пассажиропоток, уйдут с молотка, и их купит, например, частная компания, которая или уже возит братчан, или начнёт возить. В любом случае, зарабатывать будут уже не город и бюджет, а предприниматель. А как мы знаем, проезд в частных автобусах дороже.

Кстати, любопытная деталь: поручителем по одному из кредитов, который мёртвым грузом «повис» на МП «АТП», оказался его директор Виктор Соломатин. В прошлом - депутат городской Думы и талантливый (наверное) руководитель. После банкротства «конторы» долги перешли на директора. А это 20 миллионов рублей. 4 миллиона личных сбережений Виктора Соломатина кредиторы получили.  

Иными словами, непродуманное когда-то решение чиновников может «аукнуться» самым неожиданным образом. И кто будет в проигрыше? Конечно, горожане. Они же ездят в автобусах и платят за проезд. К слову, все эти прекрасные люди, которые провернули «сделку века» по разделению МП «АТП», в мэрии уже не работают. Заммэра по экономике Лариса Урезалова и председатель комитета промышленности и транспорта Руслан Захаров уволились из администрации Братска. Но дело их живёт.

По осени прошлого года в лучших традициях прежних экономических светил власти Братска отменили маршрут №4. Один из самых прибыльных в городском реестре маршрутов (от Падуна до Правого берега и обратно). Нет, «четвёрки» никуда не делись, они по-прежнему ездят. Но все они - частные. И деньги идут частнику, а не муниципальному предприятию «ЦАП». А в муниципальном предприятии «ЦАП», как мы знаем, что? Правильно, коронавирус подкосил пассажиропоток, поэтому нужно срочно поднимать цены прям везде.

Муниципальная «четвёрка» времён МП АТП. Обратите внимание, что автобус большой,
что уже свидетельствует о большом пассажиропотоке на этом маршруте

Позже мэрия всё-таки объяснила, почему отменили муниципальную «четвёрку». Оказывается, во всём виноваты частные перевозчики. По закону, каждый муниципальный маршрут нужно выставлять на торги, и в нём, в том числе, имеют право участвовать и муниципальные предприятия. По маршруту №4 мэрия Братска объявляла аукционы 7 раз: два аукциона отменили, пять были сорваны. Частные перевозчики выходили на аукцион, поднимали сумму платы в бюджет Братска за право работать на маршруте №4 до немыслимых высот, а потом просто отказывались заключать с мэрией договоры на перевозку. В итоге власти просто отменили маршрут №4, оставив дублирующий его №4К, который обслуживает иркутская компания «ПАП», и проезд на автобусах которой с 1 февраля стоит 30 рублей. Почему власти Братска не смогли поставить зарвавшихся перевозчиков на место - загадка. Почему муниципальное предприятие не выходило на конкурс, хотя могло - загадка. Почему на местном муниципальном телевидении мы не видели сюжетов о том, как «тёмные силы» пытаются лишить братчан выгодных поездок из Падуна в Гидростроитель? Неужели всем было всё равно? 

Сейчас во всём, что касается маршрута №4, разбирается Федеральная антимонопольная служба. В ведомстве уже начали расследование по поводу обоснованности тарифа в 30 рублей и по поводу возможного сговора перевозчиков с целью установить на выгодном маршруте монополию.

А напоследок - ещё несколько небольших штрихов к абсурдной картине происходящего с муниципальным автотранспортом, вернее, со смежными областями. Статус городского анекдота уже обрела история с продажей муниципальных автобусов, которые занимались междугородными перевозками. Произошло это в первые месяцы второго пришествия Сергея Серебренникова в кабинет мэра Братска. Зачем и почему это было сделано - история хранит молчание. Продали - да и всё. А меж тем, рейсы из Братска в Иркутск приносили неплохой доход муниципальному предприятию, давали ему возможность развиваться. Но теперь междугородные перевозки в Братске - исключительное дело частников.

А словосочетание «распродажа Братска», должно быть, в скором времени попадёт в учебники по экономике в главу «Как не надо делать». Не так давно местные власти задумали и воплотили в жизнь продажу куска автостанции местным бизнесменам. Местные бизнесмены в выигрыше. За смешные несколько миллионов рублей они получили в собственность несколько помещений. Учитывая проходимость места, можно предполагать, что затраты отобьются в короткий срок. Там, конечно, по идее, должен быть зал ожидания. Но, грубо говоря, можно же поставить и один стул, вокруг которого открыть ларьки - чем не зал ожидания?

В общем, история муниципального транспорта в Братске полна удивительных примеров непродуманных чиновничьих решений. Сознательно ли принимаются такие решения или от недостатка квалификации и опыта - это уже не нам судить. В любом случае, странные и надуманные причины повысить тарифы, странные непродуманные решения «взять всё и поделить», оставив одним всё, а другим ничего, странные вольные или невольные подыгрывания частным перевозчикам наталкивают на нерадостные мысли. Не исключено, что однажды муниципальный транспорт как таковой просто перестанет существовать в Братске, как это случилось уже во многих городах России и Иркутской области.

------------

Подпишитесь на канал «Города» в мессенджере Telegram по ссылке,
узнавайте новости «Города» в Инстаграме,
а также в Яндекс.Мессенджере.

comments powered by HyperComments

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: