«Город» продолжает публиковать истории братчан, которые покинули наш город и перебрались на постоянное место жительства в другие населённые пункты и даже страны. Мы связываемся с уехавшими братчанами и просим их рассказать, с какими трудностями они столкнулись при переезде, каковы их впечатления от других городов и стран, и вообще какая она – жизнь за пределами Братска.
От редакции. Александра Зенкова почти 10 лет живет в Новосибирске. За это время наша героиня успела объездить много городов и стран, сменить несколько интересных работ и в конце концов устроиться туда, где изначально и мечтала работать. Александра рассказала нам, почему не хочет возвращаться в родной Братск и почему считает, что Новосибирск — не конечная точка её маршрута.
Александра Зенкова, окончила БрГУ по специальности «Реклама» в 2008 году, сейчас редактор раздела «Афиша» сайта НГС. В Новосибирск переехала почти 10 лет назад, в конце 2009 года.
Я поняла, что уеду из Братска, рассматривая мамины фотографии. Чёрно-белый снимок: группа туристов на фоне прекрасного дворца в Ленинграде. Тогда я узнала, что существует другая архитектура: не только цветные хрущёвки и панельные дома-«улучшенки», но и вот такие здания с лепниной, статуями, колоннами… Для меня это стало важным открытием.
Мне тогда было лет 6. Потом случилась поездка в Иркутск в 13 лет — тогда я впервые в сознательном возрасте покинула Братск и убедилась, что те самые прекрасные старинные здания и вправду существуют. Поступить в иркутский вуз не получилось: в начале «нулевых» денег на билеты и аренду жилья у родителей не было.
В итоге училась я в БрГУ на «Рекламе», о чём ни капли не жалею. Большой вуз с яркой студенческой жизнью дал мне невероятно много: впечатления на всю жизнь, друзей, к которым я сейчас летаю в гости в разные города, уверенность в себе. Пять лет я занималась в театральной студии, играла на сцене, делала программки спектаклей — это бесценное время.
После окончания университета накрыла какая-то пустота — работать не хотелось. Я смутно понимала, что сидеть в офисе с 9 до 18 — это не совсем моё, поэтому тянула время. Делала вид, что это просто очередное лето между курсами. Пока мама не сунула мне в руки газету «Свободные новости» с объявлением: «Требуется журналист».
Надо сказать, что писала я всегда. Кажется, класса с третьего сочиняла стихи, в пятом пыталась написать повесть, в студенчестве внештатно сотрудничала с газетой БрГУ и некоторое время работала (если это можно так назвать) в корреспондентском пункте ТРК «Братск», созданном на базе вуза. Всё это мне очень нравилось, поэтому вакансию проигнорировать не удалось.
В редакции братской газеты Свободные новости. Весна 2009 года
Пока я работала в «Свободных новостях», во мне зрела идея переезда: я была уверена, что в больших городах другая жизнь, и, конечно, другая журналистика. И однажды мы с моим молодым человеком приняли решение и купили билеты.
Правда, я мечтала уехать в Красноярск (Питер тогда казался уж слишком далёким и фантастичным, к тому же, я там ни разу не была). Этот город я видела два раза, он мне нравился. В Новосибирск я тоже ездила, но он как-то не впечатлил: серый, грустный, безликий. Но мой спутник настаивал: там же метро!
Всё решилось совершенно абсурдно. В тот год свирепствовал «свиной грипп», и я прочитала в новостях, что в Красноярске началась настоящая эпидемия. А в Новосибирске всё было относительно спокойно. И я подумала: это знак. Так мы оказались в городе с метро, Обью и обилием архитектуры конструктивизма, то есть аскетичных серых зданий (а я, как вы помните, люблю дворцы). Было это в конце 2009 года, когда буйствовал не только «свиной грипп», но и финансовый кризис.
Переезд дался довольно легко: спасибо бывшей коллеге и её мужу, которые разрешили пожить пару дней в своей квартире-студии. Вообще, бывшие братчане очень помогают своим соотечественникам перебираться в другие города, я часто слышала подобные истории.
С арендой квартиры нас, как это часто бывает, немного обманули, хотя мы подходили к этому максимально ответственно и с агентствами типа «вы нам платите 3000, а мы вам даем список адресов» не сотрудничали. Мы сняли «однёшку» у метро за 12 тысяч с «бабушкиным» ремонтом — разумеется, заплатив риэлтеру половину этой суммы и подписав договор на год. А через полгода пришёл хозяин и заявил, что поднимает цену, а на документ ему плевать. И если нас это не устраивает, мы можем съехать.
Впервые в Икее, 2009 год
С работой тоже было непросто. Денег с собой было мало, на дворе — кризис, и выбирать особо не приходилось. Я даже не пыталась устроиться корреспондентом: во-первых, стоило сначала узнать город и главных действующих лиц, во-вторых, журналистам тогда очень плохо платили. Решила искать работу продажника.
В итоге попался компромиссный вариант: специалист по продажам рекламы в издательском доме, который выпускал несколько газет разной направленности и глянцевый журнал. Да, зарплату задерживали и порой конкретно (часть можно было забрать бартером). Да, в продажах мне частенько было скучно и казалось, что я ничего не делаю (статьи-то писать не надо). Но зато я познакомилась с множеством интересных людей (в том числе и журналистов), что очень помогло мне в дальнейшем. Кроме того, скоро начальница вспомнила, что я умею писать, и я стала иногда делать материалы для своих клиентов. Правда, дождаться оплаты за них было почти нереально — зато творчество.
На открытии дорогого ресторана. Пригласили клиенты, когда я продавала рекламу в глянцевом журнале. 2011 год
А ещё, даже с учётом задержек, мне платили в среднем 25-28 тысяч в месяц, что для Новосибирска 2010 года было очень неплохо. Даже сейчас, почти 10 лет спустя, средняя зарплата здесь — около 32 тысяч рублей.
Конечно, тот доход в несколько раз превышал мою зарплату в Братске, и я этим воспользовалась: уже летом 2010 года съездила в отпуск в Питер. Была в восторге, но решила пока оставить его городом мечты — даже не знаю, почему. Страха перед очередным переездом не было. Возможно, был страх того, что прекрасные дворцы я буду видеть по дороге на работу к 9 утра, а хотелось чего-то другого.
На фоне оперного театра. 2011 год
Со времени моего переезда в Новосибирск многое изменилось. После той квартиры было ещё шесть, с тем парнем мы расстались, с той работы я уволилась: в 2011 году устроилась в газету «Молодость Сибири». Платили куда меньше — около 15 тысяч. Но это была уже журналистика! Даже не та, которая в Братске, а более или менее настоящая. Как бы я ни любила родной город, но там мне всегда не хватало динамики, масштаба, смены кадров. Надеюсь, сейчас всё стало интереснее.
На пресс-туре Лаборатории Касперского в самом высоком ресторане Европы в Москва-Сити. 2011 год
В газете я проработала года полтора, пока её не закрыли. Причина проста: печатные СМИ уже много лет теряют аудиторию, которая уходит в интернет, и этот процесс мало кого щадит. Тогда я разочаровалась в журналистике (единственное СМИ с достойными условиями труда — сайт НГС — было укомплектовано кадрами под завязку), вспомнила о своём дипломе и пошла в пиар.
Мама моей знакомой работала кадровиком в строительной компании, которой как раз требовался пишущий сотрудник — меня взяли без опыта работы в этой должности на зарплату в 25 тысяч. Шёл 2012 год, и мне казалось, что это неплохо (больше — только продажником). В итоге два года я делала корпоративную газету, лазила по стройкам в каске, смеялась над шутками прорабов, писала пресс-релизы и курировала создание сайтов. За это время я смогла слетать в Чехию и дважды в Таиланд, съездить на Украину и покататься по городам России.
Работа в строительной компании. Лето 2013
В 2014 году я осознала, что задач на работе с каждым месяцем всё больше, а зарплата выросла только на 5%, и сменила компанию. Ещё 2 года я трудилась на предприятии, которое производит устройства для розлива пива (именно благодаря этой компании в стране появилось множество магазинов с разливным напитком). Когда там сменился руководитель отдела маркетинга, а с ним и стиль работы, я решила уходить — на этот раз обратно в журналистику. Надеялась, что отрасль успела оправиться от кризиса и готова предложить хоть сколько-нибудь приличную зарплату.
Узнав, что бывший редактор одного из журналов, с которым я как-то сотрудничала, устроился начальником службы коммуникаций в один из вузов, я спросила у него, есть ли работа для меня. И через неделю уже трудилась корреспондентом вузовской газеты. Меня порадовал относительно свободный график и прекрасный коллектив, а на нескольких интервью с профессорами я узнала в три раза больше интересного, чем за два года на предыдущей должности. Зарплата, конечно, была ниже дохода пиарщика, но это меня не смущало. К тому же, начальство не запрещало подработку, а иногда шеф даже сам мне её предлагал.
Уход на эту должность — одно из самых правильных решений в моей жизни. Там я познакомилась с прекрасными людьми, смогла писать внештатно на известные сайты «Сиб.фм» и НГС, а на небольшую зарплату всё равно удалось слетать в отпуск в волшебную Грузию. А в довершении всего примерно через год меня позвали работать на НГС — в главное СМИ города с самой большой аудиторией (только в моём разделе каждую статью читает около 20 тысяч человек).
Делаем репортаж о первом небоскребе Новосибирска. Декабрь 2016
И тогда я поняла, что паззл сложился и всё было не зря, в том числе четыре года в пиаре. Дело в том, что, работая в строительной компании, я организовала интервью нашего гендиректора НГС и познакомилась с журналисткой, которая его писала. Потом она стала редактором раздела «Недвижимость», а когда им потребовался обозреватель, вспомнила про меня, дала мне пару заданий и в итоге позвала в команду. Сбылась моя мечта: я с самого начала хотела здесь работать, но сначала у меня не было опыта работы журналистом в Новосибирске, а потом не было вакансий.
После того, как раздел «Недвижимость» перешёл в другое подразделение группы компаний, я захотела остаться в редакции и мне дали новый участок работы — с февраля прошлого года я возглавляю раздел «Афиша»: ищу новости в сфере развлечений, интересных людей, делаю забавные тесты, репортажи с концертов и тусовок, редактирую других авторов.
После видео-интервью в режиме онлайн с Тимуром Бекмамбетовым. 2017 год
Работая здесь, я, наконец, смогла оформить ипотеку, причем ежемесячный платёж вышел меньше, чем мы отдавали за аренду (правда, и срок кредита большой, но мне так спокойнее). Сейчас я живу в «двушке» в хрущевке вместе со своим будущим мужем, двумя кошками и овчаркой Женей, которую мы купили прошлым летом.
Жалею ли я о переезде? Конечно, нет. Почти все мои друзья всё равно уже покинули Братск: часть живёт в Питере, часть в Москве. Я всегда заезжаю к ним по пути в другую страну, а иногда провожу у них весь отпуск. Вообще, путешествия — это то, что дал мне Новосибирск. Из Братска куда-то летать слишком дорого, а ехать на поезде — очень долго. Конечно, Новосибирск в этом плане тоже не идеальный вариант, но всё же за эти годы я смогла побывать во многих частях России (Крыму, Сочи, Казани, Ярославле, Екатеринбурге и других городах) и в девяти странах мира. В этом году планирую посетить десятую — надеюсь, всё получится.
Грузия. Вид на слияние Арагвы и Куры. 2016 год
Я не думаю, что Новосибирск — конечная точка моего маршрута. Сейчас мы с молодым человеком думаем, где хотим жить через пару лет. Может, в Питере, может, на юге России. В Сочи я жить не хочу, город мне не понравился. В Крыму очень хочу, но там почти нет работы, но есть инфраструктурные проблемы. А Питер, видимо, всё ещё не решаюсь перевести из категории города-сказки во что-то более материальное. Хотя там живёт моя лучшая подруга с мужем. На самом деле, я всегда готова к тому, что мы соберём вещи, сдадим квартиру, загрузим в машину наш зверинец и поедем через всю страну к очередной новой жизни. Я люблю движение, и это меня не пугает, а скорее вдохновляет.
В Братске я бываю примерно раз в год. Добираюсь туда на поезде и за сутки пути вспоминаю всё: студенческие годы и тусовки на «Братском взморье», репетиции спектаклей «Моя парижанка» и «Пианино в траве», костры на заливе, поездки на ГЭС и на «Зябу», театральные маёвки и гастроли в деревне… Всё это было так прекрасно и так далеко от взрослой жизни. Даже если ты в ней журналист, ходишь на крутые концерты и общаешься с творческими людьми. Никогда я всё это не забуду.
В Братске я гуляю по старым маршрутам (улица Приморская, залив, университет), встречаюсь с несколькими приятелями, которые не уехали, и даже танцую в барах (один мой друг играет в рок-группе, и это потрясающе). В Братске мне хорошо, и я не жалею о том, что не поехала за границу.
Но возвращаться насовсем не хочу — уж слишком я люблю большие города. Не огромные, как Москва (там мне не комфортно, много раз пыталась её понять), а такие, как Новосибирск. Хотя сам Новосибирск меня так и не очаровал: здесь слишком мало старинных зданий и слишком много высоток, которые нарушают гармонию исторической застройки. Чтобы полюбить город, я много изучала его, писала статьи о разных моментах его истории, и сейчас, пожалуй, могу водить экскурсии по интересным местам. Я благодарна ему, что принял меня, дал столько возможностей, счастливых моментов и новых друзей.
Гуляем по моей любимой новосибирской улице Богдана Хмельницкого с овчаркой Женей. 2018 год
Что касается людей, то в Новосибирске они куда более сдержанные и деловые, чем в Братске. Помню, в «Свободных новостях» мы быстро подружились, даже несмотря на разницу в возрасте между некоторыми сотрудницами. И когда я устроилась на первую работу в новом городе, меня удивило то, как холодно общаются между собой коллеги в офисе, как они плетут интриги и неестественно улыбаются. Конечно, такими были не все, но и те, с кем я потом стала близко общаться, открылись далеко не сразу. А ещё в Братске, как мне показалось, люди куда больше настроены на саму жизнь (обустройство жилья, общение с друзьями, развлечения и увлечения), а не на карьеру и деньги. Думаю, что так и в Питере.
К приезжим здесь относятся ровно так же, как к местным. По крайней мере я никакой дискриминации не заметила, и мой диплом БрГУ мне помехой не стал. Хотя то, что я училась и работала в маленьком городе, всё же оставило свой отпечаток. К примеру, я не готова жить на окраине и добираться до работы два часа — однажды я попробовала, и это было ужасно. Поэтому квартиру мы искали недалеко от центра, и сейчас я еду в офис 20-30 минут. Вообще, меня до сих пор раздражает, что в большом городе так много времени уходит на какие-то обычные вещи вроде похода в банк или поездки в гипермаркет. Здесь всегда очереди, пробки и большие расстояния.
Если вы спросите меня, стоит ли переезжать и в каком регионе жить лучше, я отвечу предсказуемо: всё зависит от того, чего хотите именно вы. Если вам милее компактные и тихие города, то переезжать в столицу или областной центр не стоит. А вот с мнением, что все проблемы внутри нас и жизнь со сменой обстановки останется прежней, я не согласна. Помню, в Братске мне частенько было скучно, я как-то будто не находила себе места, а мама говорила: так и должно быть, жизнь не может быть сплошным праздником. Но нет, вполне себе может — в Новосибирске я в этом убедилась.
Новогоднее оформление центра Новосибирска. С мамой. 2018 год
Здесь действительно можно устроить себе вечный праздник: с работы бежать на тренировку или интересную встречу, на концерт или лекцию, а в выходные выбраться в соседний Томск или поехать гулять в Академгородок. Здесь весело и много соблазнов (в первые годы я как ненормальная скупала одежду, впечатленная огромным выбором и ценами). Но чего мне не хватает, так это природы, которая в Братске живёт рядом с тобой. Сел на велосипед — и ты уже на Тенге. Сел в машину — и катишь на «Братское взморье».
А то, где ты родился, по большему счёту не важно. Важно, каким ты стал. И как раз в этом мне очень помог даже не Братск, а именно БрГУ. Причем не сама учёба (которая была весьма расслабленной), а насыщенная студенческая жизнь. Тогда имело значение не то, кого ты знаешь, кто твои родители или какие у тебя оценки, а то, чего ты хочешь и на что ради этого готов. Мы научились самостоятельности, узнали вкус свободы и путешествий (сколько раз нас отправляли на разные конференции и даже на Байкал), радость дружбы и творчества. Если бы я училась в другом, даже более престижном вузе, из меня бы наверняка вылепили какого-то другого человека. Может, я бы активно училась, подрабатывала (что здесь куда проще, чем было в Братске) и не нашла времени для студенческой газеты и любительского театра. И никогда бы не стала журналистом, только изредка вспоминая о том, что когда-то мечтала писать статьи.