Серьезные беспорядки произошли в конце прошлой неделе в исправительной колонии №15 в Ангарске. Бунт завершился поджогом, огнем уничтожены промышленные цеха и хозпостройки на площади 30 тысяч квадратных метров. об этом сообщает портал Irk.ru.
Пресс-служба ГУФСИН по Иркутской области сообщила, что бунт начался вечером 9 апреля.
«Один из отрицательно характеризующихся осужденных, содержащийся в помещении штрафного изолятора за нарушение правил внутреннего распорядка, отказался от проведения личного обыска, толкал сотрудников учреждения, нецензурно выражался, призывал других осужденных к противоправным действиям. Осужденные из соседних камер ШИЗО разбили стекла камер видеонаблюдения, осколками нанесли себе порезы предплечий. В ходе противоправных действий было совершено нападение на сотрудника учреждения. Пострадавший сотрудник госпитализирован», - указано в сообщении ведомства.
Казалось, инцидент, в котором приняли участие около 20 заключенных, исчерпан.
Пострадавшим от порезов заключенным оказали медицинскую помощь. Следственный комитет возбудил уголовное дело по части 3 статьи 321 УК РФ «Дезорганизация деятельности исправительного учреждения».
Но уже на следующий вечер вспыхнул пожар на территории промышленной зоны колонии. Пламя было видно за десятки километров. По предварительным данным, причиной возгорания стал поджог. Пожар удалось ликвидировать лишь 11 апреля, к этому моменту были уничтожены здания на площади 30 тысяч квадратных метров.
Видео: пресс-служба Следственного управления СК РФ по Иркутской области
Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Виктор Игнатенко сообщил изданию «Коммерсант», что на территории колонии был обнаружен труп повешенного осужденного.
- Мне известно, что когда стали разбирать завалы, был обнаружен труп повешенного. При этом все признаки указывают на то, что это не суицид. По одной из версий, которая сейчас проверяется, его повесили заключенные за то, что он сотрудничал с администрацией»,— цитирует «Коммерсант» Виктора Игнатенко.
По его данным, это уроженец Иркутской области 1989 года рождения, имеющий несколько судимостей. По словам омбудсмена, в бунте принимали участие 300 человек, их увезли в СИЗО Иркутска и Ангарска.
- После того, как активных участников событий 9 апреля вывезли из колонии в неизвестном направлении, остальные заключенные в знак протеста следующим утром отказались выйти на зарядку,— рассказал «Коммерсанту» правозащитник Павел Глущенко. - Позже они собрались на плацу и стали задавать вопросы администрации колонии, куда вывезли осужденных, высказывая опасения, что их сейчас где-то жестоко избивают. Администрация колонии вместо того, чтобы дать людям внятные ответы, ввела спецназ.
В момент подавления бунта осужденные записывали видеоролики, в которых говорили, что их убивают, просили о помощи и сообщали, как минимум, о двух погибших. «Промзона вся в огне, они прорываются к нам, чтобы бить. В "жилке" кто остался — убивают всех»,— сообщали они и демонстрировали свои порезанные руки.
Фото: irk.ru
Виктор Игнатенко заявил, что подавление бунта спецназом ФСИН обошлось без убитых и тяжелораненых, а вот территория колонии выглядит «как после бомбежки».
- Сгорели промышленные цеха, профтехучилище, школа, коровник, свинарник, теплицы. Много животных погибло. Ущерб, конечно, колоссальный,— рассказал Виктор Игнатенко. По его словам, в штрафном изоляторе, где вспыхнул бунт, все разрушено, стекла побиты. - Я посмотрел записи с видеорегистратора и увидел, как осужденные разбивали видеокамеры, осколками резали себе руки, выскочили из камер (у них были ключи), как напали на сотрудников колонии. Одного сотрудника избили, остальные успели забаррикадироваться в каком-то отсеке,— рассказал омбудсмен.
Впрочем, жилые постройки не пострадали. Члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Иркутской области 12 апреля побывали на территории ИК-15. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на комиссию Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК.
- Вместе с руководителем Иркутского ГУФСИН Леонидом Сагалаковым мы провели осмотр жилых помещений, столовой, медпункта, помещений камерного типа (ПКТ). Большая часть жилых помещений в хорошем состоянии. ПКТ наполовину восстановлены. Промышленная зона почти вся сгорела, у одного из цехов обрушилась крыша, территория выглядит, как после войны. Несмотря на введенный режим чрезвычайной ситуации, люди по колонии передвигаются нормально. Во время проверки в столовой обедали два отряда, питание в колонии хорошее, - рассказал председатель ОНК Иркутской области Олег Антипенко.
По словам Олега Антипенко, в ближайшее время будет организована встреча с заключенными, которые участвовали в беспорядках, но сейчас они разведены по СИЗО до завершения расследования.
- С понедельника ГУФСИН откроет горячую линию для родственников. Они смогут позвонить в дежурную часть, чтобы записаться на прием и получить полную информацию о своих родных, - сообщил Олег Антипенко.
Впрочем, по данным на 12:15 13 апреля, на сайте ГУФСИН РФ по Иркутской области данных о горячей линии все еще нет, как нет и официального пресс-релиза с информацией о пострадавших.