"Изначально такие машины не были предназначены для пассажирских перевозок. В «Газелях» перевозили в основном грузы. Но, как известно, спрос рождает предложения и на базе небольших компактных грузовых автомобилей стали появляться компактные маршрутные такси, которые быстро заполонили российские города. Поездку в таком автомобиле не все пассажиры считают достаточно комфортной, впрочем, для каждого пассажира, уровень комфортности – это величина относительная" - Андрей Васильев, корреспондент
Это видео к нам прислал один из зрителей. По его словам, он решил провести собственный эксперимент и выяснить, как в братских «Газелях» соблюдаются нормы перевозки пассажиров. На автостанции, откуда отошло такси пассажиры заняли почти все сидячие места. Несколько остановок спустя в маршрутку начинают набиваться люди. Причём делают это довольно обыденно. Привычно платят 14 рублей – скидок за проезд стоя не предусмотрено – и едут согнувшись до нужной остановки. Это видео не оставило нас равнодушными. Наша съёмочная группа решила поинтересоваться у братчан, насколько часто они передвигаются по городу таким образом.
В: Скажите пожалуйста, вы когда-нибудь ездили в маршрутках стоя?
О: Да. Было такое.
В: А вас не пугает, что это не сильно безопасно?
О: Пугает, а что делать, когда мороз. Как был мороз, тогда и поедем стоя, там хоть стоя, хоть лёжа поедешь
В: Не смущало то, что не безопасно так ездить?
О: Смущало, тем более, что я инвалид и было тяжело, но нужно было срочно добраться. Тут уже ни на что не смотришь, лишь бы побыстрее. Когда время поджимает, а врач тебя ждать не будет, тут уже смотришь, не на автобус, ни стоя, а лишь добраться, успеть на приём.
Большинство маршрутных такси – а это стандартные «Газели» - рассчитаны на 13-15 мест в зависимости от модификации салона. Выше положенного брать запрещают правила дорожного движения. Там чётко сказано: перевозка пассажиров в маршрутных такси должна осуществляться только на сидячих местах. Но стоят в маршрутках не только взрослые, но и дети. На этих кадрах видно, что водитель взял в салон маму с ребёнком. Двойная опасность, ведь в случае ДТП в таком автомобиле пострадают прежде всего стоячие пассажиры. Наши респонденты Игорь и Вадим не скрывают: ездят в маршрутка стоя достаточно часто. Впрочем, сами понимают, делают этот только на свой страх и риск.
"Ну всё равно – это страх-то есть, потому что если разобьёсся, много народу могут задавить, там падать на тебя, разобьёшься мало ли чего там может" - Игорь и Вадим, респонденты
Согласно административному кодексу штраф для водителя, которого уличат в перевозке пассажиров больше положенной нормы, составляет – 500 рублей. Конечно, такие суммы водителей маршрутных такси не пугают. По поводу присланного нам видео мы обратились в компанию-перевозчик, которой принадлежит «Газель», за комментариями. Представитель перевозчиков по телефону рассказал нам: да, водители периодически решают взять на борт людей больше чем положено, а выручку положить в карман. На было обещано, конкретно по этому случаю будет проведена внутренняя проверка.
"Категорично запрещается больше положенного брать в автобус. Оборудован автобус тринадцатью посадочными местами – должно 13 человек и сидеть. Будем изучать, кто в это время ехал с автостанции по этому маршруту. Водителю однозначно дисциплинарное наказание будет вынесено. И машина гробится – перегруз машины, она не рассчитано на такое количество пассажиров. Это безопасность движения. Ну, со всех сторон как не коснись. Этого не должно быть» - Борис Сиваков, представитель ООО «Пассажирские автотранспортные перевозки»
Какое наказание ожидает этого шофёра, нам не пояснили. Впрочем, всю ответственность на водителей маршруток перекладывать всё же не стоит. В некотором роде горожане сами поощряют их брать пассажиров выше положенной нормы. И чтобы в будущем не пожалеть о поездке, может быть при удобном случае лучше залезать в переполненные маршрутные такси.
Андрей Васильев.