Ни для кого не секрет, сколь неоднозначно порой решение автостраховщиков о возмещении по делам о дорожно-транспортных происшествиях. И как непросто бывает изобличить настоящего нарушителя правил дорожного движения и доказать свою правоту, описывая собственное поведение на дороге. Ведь дорожная обстановка меняется слишком быстро, и запечатлеть следы происшествия бывает нелегко.
Водитель автопоезда-грузовика Василий Андреев был за рулем не первое десятилетие. Уж сколько машин сменил, сколько грузов перевез, сколько повидал за годы, проведенные на дороге - не упомнить. Но дело свое знал твердо и был в нем настоящим профессионалом, несмотря на возраст. Изменили его только седина и морщины, а глаз был столь же зорок, и отношение к порядку на дороге оставалось неизменным весь период безупречной службы за «баранкой». Руководство поручало Андрееву самую ответственную работу, понимая, что лишь он способен, несмотря на сложность управления автопоездом, доставить ценный груз к месту назначения в целости и сохранности.
Груженный топливом автопоезд под управлением Андреева приближался к месту разгрузки на автозаправочной станции. Оценив опытным взглядом дорожную ситуацию, Андреев включил левый сигнал поворота, и, убедившись в безопасности маневра, стал разворачивать автопоезд, встав на разделительную полосу, чтобы пропустить транспорт, двигавшийся в попутном направлении.
Любой водитель знает, что доли секунды на дороге способны перевернуть жизнь. Это произошло и с Андреевым, когда он, ожидая возможности вписать машину в поток автомобилей, с ужасом обнаружил в зеркале заднего вида грузовик, который на бешеной скорости, виляя и кренясь, пытался избежать столкновения с его машиной. Пожилой водитель понимал, что не сможет ничего предпринять, и ни к чему не приведут усилия водителя грузовика, несущегося на тягач. «А как же машина? Как груз? Запас топлива на месяц! Это миллионы!» – пронеслось в голове Василия Андреева.
Ударившись в крайнюю цистерну с топливом, грузовик по касательной прошел по корпусу автопоезда, оторвав его кабину, и остановился. Результат катастрофы напоминал сцену из триллера: тонны разлитого топлива, перевернутые, искореженные цистерны, лежащий на боку разбитый грузовик…
Андреев пришел в себя в больнице. Доктор сообщил ему о серьезности полученных травм и неопределенности перспектив к выздоровлению, сдобрив свои умозаключения высказыванием: «Каким чудом остался жив?».
Но проблемы не ограничивались больничной койкой. Дорожно-транспортное происшествие повлекло многомиллионный ущерб за разбитый автопоезд, разлитое топливо, не подлежащий восстановлению грузовик, за рулем которого находился представитель очень влиятельного в городе предприятия.
Следствие длилось долго. Водитель грузовика, который врезался в автопоезд, утверждал, что виноват в происшедшем Андреев, который его «подрезал», неожиданно начав разворот тягача на его полосе движения и не убедившись в безопасности маневра, что избежать столкновения было невозможно.
Отнюдь не в пользу Андреева свидетельствовали и другие доказательства – тормозной путь с места происшествия, свидетель, который также назвал его виновником ДТП, потому как он «выскочил на дорогу, не уступив грузовику, а грузовику деваться было некуда». Ситуация складывалась крайне неблагополучно. Если суд признает его виновником ДТП, то поставит крест на карьере водителя, пользовавшегося особым доверием, и оставит его один на один с неоплатным долгом, погасить который Андреев не смог бы до конца дней, даже продав все, что имел.
Вместе с тем, следствие по делу приняло неожиданный оборот. «Ваша машина ведь с тахографом? Средства отслеживания вашего движения, положения на дороге, скорости в машине есть? Ну, знаете, такие, ГЛОНАСС, GPS-навигация? Ну не можете же не знать, Василий Иванович…», - одолевал расстроенного водителя следователь. «Да ну, есть такая штука, чтобы бензин нерадивые водители не сливали…», - отвечал Андреев, смирившийся со своим положением без вины виноватого, без надежд на просвет в своей судьбе.
Оказалось, чудом техники был оборудован не только автопоезд Андреева – в автомобиле представителя влиятельной организации тоже было установлено оборудование, данные которого и поставили точку в непростой дорожной истории. Проведенное экспертное исследование по данным приборов телематического мониторинга ГЛОНАСС/GPS с обеих машин установило: автомобиль Андреева стоял, когда грузовик двигался в его сторону, и его водитель мог бы затормозить, если бы не отличался непростительной самонадеянностью и невнимательностью. Проще говоря, вывод был: «Андреев не виноват в ДТП!». Итогом этой истории стало осуждение водителя грузовика и признание потерпевшим Андреева, с гордостью вернувшегося за руль новенького тягача-бензовоза.
Водителю на заметку: прибор телематического мониторинга ГЛОНАСС/GPS непрерывно фиксирует время, скорость и местоположение транспортного средства. Действующее законодательство признает данные этих систем абсолютно достоверными.
Федеральным законом №395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» от 28.12.2013 г. установлено, что ГЛОНАСС - информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации.