От редакции. Это второй текст нашего читателя из Санкт-Петербурга Роберта Кондратенко. Бывший братчанин хоть сейчас и живёт за несколько тысяч километров от нас, однако довольно пристально следит за тем, что происходит в городе. Предыдущая статья автора о том, в каком направлении мог бы развиваться город, чтобы быть современным и комфортным для проживания, вызывала много споров, в том числе и в наших пабликах в социальных сетях. В этот раз Роберт Кондратенко предлагает поговорить о перспективах Братска. О том, почему вопреки не самому удачному географическому расположению в нашем городе была создана мощная строительная база, и при каких условиях можно было бы использовать то, что от неё осталось. Как и в прошлый раз, отметим, что это авторская точка зрения. С ней можно не соглашаться, но в том, что она будет интересна многим братчанам, мы не сомневаемся.
ПЕРЕСПЕКТИВЫ БРАТСКА
В сентябре минувшего года в Братске побывал С.А. Мурунов, изложивший свои впечатления от поездки заинтересованным горожанам. Портал «Город» тогда же опубликовал конспект его лекции, отдельные положения которой вызывают вопросы. И дело не в том, что Святослав Александрович поспешил с выводами уже при третьем, весьма краткосрочном посещении Братска, – чтобы вовлечь слушателей в сетевую структуру, этого достаточно, а в том, что в обнародованном тексте не просматривается ответ на главный вопрос – за счет каких средств предполагается развивать город?
При сформировавшемся в нашей стране порядке финансирования муниципалитетов и при сложившемся механизме функционирования экономики, которому трудно дать однозначное определение, но который, мягко говоря, не способствует расцвету малого и среднего предпринимательства, трудно рассчитывать на такое пополнение городской казны, которое позволило бы ощутимо менять город к лучшему.
Между тем, изменить в Братске следовало бы очень многое: состояние проезжей части и тротуаров, мостов и путепроводов, городских инженерных сетей (прежде всего - теплоснабжения и водопровода), ливневой канализации (даже там, где она есть), благоустройства дворов, включая обустройство площадок под мусорные контейнеры (в Братске немало площадок, имеющих ограждение из сетки или листового металла, а также разрушающихся кирпичных ограждений, город отнюдь не украшающих), озеленения, уличного освещения. Нуждаются в ремонте, замене или установке оборудования, в комплектовании профессионально подготовленными кадрами медицинские учреждения и учебные заведения и т.д. Само собой все это не наладится, а усилиями энтузиастов можно сделать лишь то, что не вызывает значительных расходов. Сколько-нибудь сложные работы требуют больших денег.
Собственно, любой достаточно крупный населенный пункт предполагает непрерывные расходы, которые должны быть чем-то обеспечены. Сильно упрощая, можно сказать, что города исторически формировались вокруг замка или рынка. Другими словами, они вырастали из административных или экономических центров определенной территории. Зачастую обе эти ипостаси совмещались. Важно, что во всех случаях имеет место приток и концентрация ресурсов, прежде всего финансовых. В административный центр стекаются налоги, а рынок притягивает оставшиеся у окрестного населения свободные средства. Поэтому можно сказать, что города питаются деньгами. Между тем, деньги охотнее всего стекаются туда, где у них есть возможность приумножаться, что, в свою очередь, неизбежно притягивает людей.
Башня Братского острога в музее "Ангарская деревня"
В данном отношении Братску изначально не везло. Небольшой острог, срубленный рядом с устьем Оки казаками, поднимавшимися по Ангаре, служил пристанищем на пути от Енисейского острога к Байкалу, однако практически с самого начала не единственным: тогда же появились Илимский, Усть-Киренский, Усть-Кутский остроги, обеспечивавшие новые маршруты, в обход ангарских порогов, вверх по Илиму, Лене и ее притокам, далее на юг к Нерчинску. Позднее землепроходцы проторили путь по суше от Красноярского острога к Иркутскому, в середине XVIII века ставший участком Сибирского тракта. Рядом с ним в конце XIX века проложили железную дорогу. По этим-то транспортным артериям и перемещалась большая часть товаров и людей.
Долгие годы возникшее у последнего из Братских острогов село, будучи центром одноименной волости, существовало преимущественно за счет натурального хозяйства и проводки не столь уж многочисленных купеческих судов через пороги. С середины XIX века на жизни поселян сказывалась также сравнительная близость Николаевского железоделательного завода, а с конца того же столетия - и Лучихинского. Но после смены государственного строя, в 1923 году, оба завода были закрыты. И хотя в 1926 году Братск стал районным центром в составе Тулунского округа, перспектив роста у него было очень мало, даже после того, как в конце 1940-х годов силами заключенных Тайшетского исправительно-трудового лагеря рядом с ним провели железную дорогу и несколькими километрами ниже по течению Ангары в 1951 году возвели мост.
И быть бы Братску небольшим придорожным поселком, вроде современного Чунского, если бы не решение советского правительства построить в районе Падунских порогов гидроэлектростанцию, принятое в 1954 году. Правда, и оно могло оказаться не окончательным, если бы не решимость руководства Братскгэсстроя, и прежде всего Ивана Ивановича Наймушина, осуществить замысел. Благодаря этим людям судьба Братска кардинально изменилась: старое село оказалось на дне водохранилища, а на его берегах выросли рабочие поселки строителей и эксплуатационников ГЭС, затем несколько крупных предприятий и жилой район рядом с ними.
Быстро, по историческим меркам, разрастаясь, Братск к концу советской эпохи стал индустриальным городом с почти 300-тысячным населением, центром территориально-производственного комплекса, штаб-квартирой Братскгэсстроя, по сути дела, важнейшего исполнителя программы освоения Сибири. В перспективе город должен был бы превратиться в новую областную столицу – слишком большая площадь административных единиц в Сибири и на Дальнем Востоке, при неразвитости путей сообщения, и по сей день серьезно осложняет управление ими, поэтому создание новой области на базе Братского ТПК, с прилегающими территориями, являлось вопросом времени. Однако советский строй рухнул, страна распалась, ее экономика стремительно деградировала, что поставило крест на многих начинаниях недавнего прошлого.
Перекрытие Ангары. Начало строительства Братской ГЭС
С тех пор идет непрерывный процесс депопуляции региона. Около двух десятков населенных пунктов Иркутской области прекратили существование, целый ряд, особенно из числа северных, потеряли большую часть населения, некоторые свыше трех четвертей (Витимский с 1989 по 2017 год более 90%, Луговский – более 85%), другие - две трети (Шестаково - около 65%, Хребтовая и Мама - без малого 60%). В целом по Иркутской области убыль с 1989 по 2017 год достигает 15%, это при том, что население Российской Федерации в целом соответствует населению РСФСР, составляя около 147 млн человек, а численность русских в границах страны с 1989 по 1910 год снизилась примерно на 7,5%.
На этом фоне положение Братска еще не выглядит катастрофическим, но уже заставляет беспокоиться: если в 1989 году в современных границах города проживало около 284,5 тыс. человек, то сегодня уже менее 230 тыс., т.е. около 80%. За минувшие годы ряд предприятий, в том числе производящих продукты питания, прекратил существование, некоторые радикально трансформировались (например, вместо бывшей швейной фабрики ныне действует, по сути дела, швейная мастерская; мощнейший в стране строительный комплекс выродился в несколько небольших компаний, и т.д.), даже крупнейшие предприятия – алюминиевый завод и ЛПК, хотя в целом и сохранили производство, но заметно сократили штаты.
В последние годы до трети трудоспособного населения Братска занято в малом бизнесе, преимущественно торговом. Однако общее сокращение рабочих мест, преобладание невысоких заработных плат при сравнительно больших расходах, проблемы с экологией, которые при настоящем положении дел будут сохраняться неопределенно долго, другие тяготы приводят к убыли населения города до двух тысяч человек ежегодно, из-за чего местный потребительский рынок непрерывно сужается и ограничивает перспективы малого бизнеса как в торговле, так и в сфере обслуживания. Учитывая достаточно высокие налоги, ставки по кредитам и другие затруднения, осложняющие ведение бизнеса в стране, трудно ожидать его расцвета и в Братске.
Никаким повышением оборотов в рамках городской экономики преодолеть существующие ограничения не получится, необходим приток средств извне. Экономически такая задача решается производством и продажей на внешние рынки товаров, желательно с высокой добавленной стоимостью. Однако в силу сложившихся обстоятельств для Братска такое решение выглядит маловероятным: горожане не располагают средствами, необходимыми для создания такого производства, иногородний бизнес в Братск с подобными планами не спешит, государство же, в соответствии с принятой в 2010 году федеральной целевой программой «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года», предполагает в так называемом «северном поясе», куда попадает и Братск, «реализацию проектов в энергетическом секторе, добычу и первичную переработку природных ресурсов» и другие подобные производства, развивать же намеревается южные районы Иркутской области, прежде всего окрестности регионального центра.
Излишне задаваться вопросами, почему та же программа предусматривает развитие Красноярска, расположенного практически на широте Братска, в схожих климатических условиях (согласно СНиПам, продолжительность отопительного периода в Братске 249 суток, в Красноярске 233), со столь же скверной экологией, да к тому же на транспортных коммуникациях, продолжением которых служит железная дорога Тайшет – Лена и далее трасса БАМа.
Зима в Братске
Однако помимо того обстоятельства, что Иркутск и Красноярск являются административными центрами и «тянут одеяло на себя», они объективно располагают весьма широкими возможностями для развития: многочисленное население обеспечивает предпринимательскую деятельность трудовыми ресурсами в самых разных сферах деятельности и обширным рынком сбыта. К тому же, оба города имеют значительную населенную округу, которая создает им дополнительные конкурентные преимущества перед Братском.
Теоретически у Братска есть шанс совершить прорыв – если предполагаемая программа развития Сибири после 2020 года будет включать размещение в городе какого-либо нового производства, желательно достаточно высокотехнологичного и не создающего вредоносных выбросов. Разумеется, возможности города стали бы еще шире, если бы в интересах улучшения административного управления и ради дальнейшего освоения сибирской территории была бы все же сформирована Братская область, однако рассчитывать на подобный шаг нет оснований.
Однако не внушает оптимизма и тот путь, о котором я уже писал в сослагательном наклонении – путь формирования гражданского общества и его воздействия на городские и областные власти, а также на крупный бизнес, ради существенного улучшения экологии и создания новых рабочих мест. Такое общество по заказу не формируется, это весьма длительный процесс, требующий множества условий. Как показывает практика, большая часть горожан, если и задумывается над предлагаемыми С.А. Муруновым вопросами «кто я?», «чего я хочу?», то приходит к выводу о необходимости скорее покинуть город. Те же немногие, кто готов что-то делать, едва ли осилят даже часть проблем, в решении которых могли бы принять участие.
Например, во всех трех районах города зачастую нет ни внешнего озеленения кварталов, подобного реализованному на улицах Мира или Наймушина, ни внутриквартального, что характерно для более поздней застройки. Там, где внутри квартала озеленение есть, оно по большей части остается недостаточным и слабо обустроенным: насаждения не защищены оградами, мало скамеек, столиков, беседок (не говоря уже, например, о скульптуре малых форм), скудное освещение, неэстетичны площадки для мусорных контейнеров. Нет компактных спортивных площадок для детей старшего возраста и взрослых, несмотря на действующие программы, зачастую бедно оборудованы детские площадки, даже там, где для этого хватает пространства. Не выделены места для временной стоянки автомобилей, а так как в городе нет многоярусных автостоянок, существующие же обычные не всегда устраивают автовладельцев, то дворы превращаются в бесплатные стоянки.
В городе явно недостает надлежащих помещений для клубов по интересам. Отчасти поэтому остро стоит проблема посещения подростками заброшенных сооружений, в частности, недостроенного Дворца пионеров, который уже больше четверти века стоит без дела, постепенно разрушаясь и периодически попадая в криминальные сводки. Между тем, вокруг Братска достаточно мест, которые можно осмотреть в составе «туристической группы одного дня», в том числе и в рамках изучения истории родного края. Для любителей современной музыки и танцев почти нет альтернативы ночным клубам, после ликвидации военно-спортивного лагеря «Варяг» существенно снизились возможности занять тех детей, которых привлекает морская тематика, и т.д.
Разумеется, тому, что в городе можно создать подлинно комфортную среду, обуздав вездесущий вандализм, едва ли поверит большинство братчан: практика скорее говорит об обратном. Братск по-прежнему выглядит «машиной для жизнеобеспечения рабочей силы», правда, уже обветшавшей. Городская власть, в рамках своего бюджета, латает дыры, будучи вынуждена распределять средства по всем трем районам. Очевидно, что и в том случае, если денег прибудет настолько, что появится возможность выйти за рамки обычной текучки, их также «размажут тонким слоем», пытаясь «угнаться за тремя зайцами».
О том, как, на мой взгляд, целесообразнее было бы поступить, я уже писал. Конечно, высказанные мысли о преимущественном развитии Центрального района не могут не вызвать критики со стороны тех его жителей, которые, видимо, уверены в том, что промышленные выбросы – такой же неотвратимый природный процесс, как океанские течения или движение литосферных плит. Но в силу объективных причин (особенности потенциальной площадки для строительства новых жилых домов, зданий социального назначения и предприятий, возможности использования существующих сооружений для размещения нового производства, возможности обеспечить постройки всеми коммуникациями и т.д.) дальнейшая застройка и обустройство Центрального района – единственная возможность в обозримом будущем, за разумные средства, превратить существующий ныне фрагмент города в достаточно крупный город, способный впоследствии продвинуться на северо-восток, чтобы соединиться с Южным Падуном и сформировать наконец в полном смысле единое целое.
Однако здесь мы вновь упираемся в отсутствие необходимых средств. Собственных ресурсов Братска, равно как и прилегающих к нему территорий, для надлежащего развития явно недостаточно. Меры, предлагаемые С.А. Муруновым, пригодны для содействия формированию комфортной среды, что, конечно, важно, но не решает основную, ресурсную проблему. В современных условиях справиться с последней можно, пожалуй, только в рамках какой-нибудь федеральной целевой программы, например, нацеленной на развитие зоны БАМа (что вероятнее) или дальнейшее освоение сибирских территорий (что выглядит маловероятным, но гипотетически возможным).
В том, что территория по направлению от Братска на Киренск – Витим – Ленск вполне пригодна для освоения, а в отношении собственно Братска – не менее, чем земли, лежащие далеко к западу от него, говорят не только карты – климатические, агроклиматические и распределения многолетнемерзлых грунтов, но также и доступный практически всем желающим погодный информер Яндекса (разумеется, если обращаться к нему регулярно). Основное затруднение состоит в том, что нынешняя экономика страны, ориентированная на извлечение прибыли при минимизации издержек, не интересуется другими вопросами.
Остается слабый шанс обратить внимание государства на повышающуюся вероятность при очередном политическом катаклизме потерять обезлюдевшие сибирские и дальневосточные территории со всеми ресурсами, по примеру того, что произошло при распаде СССР и чему не помешали ни огромные вооруженные силы, ни ядерный потенциал. Если государственная власть признает проблему и попытается ее устранить, то вместе с развитием региона сможет надлежащим образом развиваться и Братск.
Подчеркивая, что горожанам важно определиться с тем, каковы "смыслы и ценности» Братска", С.А. Мурунов сам называет его «индустриальным городом». В принципе, такое определение, при всей его расплывчатости, приемлемо. Действительно, застройка городских районов велась применительно к местоположению крупнейших предприятий. Фактически в советскую эпоху создавались три, почти «спальных», района. Однако когда знакомишься с историей того периода, неизбежную житейскую прозу затмевает пафос созидания новой жизни – на пустом месте и зачастую голыми руками, вопреки множеству препятствий.
Строительство в Центральном районе Братска
Причем люди, строившие Братск, не ограничились им одним. Параллельно возводились другие города: Усть-Илимск, Железногорск-Илимский, Кодинск, целый ряд поселков и множество промышленных объектов. По сути дела, Братск на довольно продолжительный срок стал неофициальной столицей целого региона, опорой и двигателем его освоения. Из Братска отправлялись, нередко в глухую тайгу, отряды строителей, везли стройматериалы, технику. Вот эта созидательная деятельность и была подлинным смыслом существования города, как при И.И. Наймушине, так и многие годы после его гибели.
Конечно, можно подвести черту под минувшим, смириться с произошедшими переменами, попробовать найти другие, менее пафосные смыслы бытия, более приземленные цели. Однако, на мой взгляд, Братску естественнее всего существовать в динамике освоения огромных пространств, становления новой жизни. Без этого город прозябает, и не только в идейном, но и в экономическом отношении.
Если бы Братску вновь выпала роль базы для развития обширной территории, то в отличие от советского периода, когда строились целые города, огромные заводы и гидроэлектростанции мирового масштаба, ныне все неизбежно оказалось бы более скромным: вместо городов вырисовывается постройка отдельных зданий, ремонт старых, прокладка железных и шоссейных дорог, строительство мостов, путепроводов, линий электропередачи, железнодорожных станций и стоянок для автомобильного транспорта, гостиниц, мастерских, складов, спортивных и других сооружений. При этом становится актуальным сервисное обслуживание техники, производство строительных материалов, красок, изготовление различных конструкций, разборных бытовых помещений, временных хранилищ, подготовка квалифицированных кадров, их оснащение, медицинское, продовольственное обеспечение и т.д.
Когда-то многое из перечисленного в городе существовало, кое-что уцелело и по сей день, поэтому определенная, хоть и скудная почва для возрождения имеется, недостает соответствующего решения на государственном уровне о перезапуске программы освоения Сибири, хотя бы для начала локально – в центральной полосе Иркутской области, которая в этом объективно нуждается да к тому же служит связующим звеном между более-менее освоенными районами Красноярского края и деградирующими дальневосточными территориями.
Правда, ни такое решение, ни приток средств сами по себе надлежащих последствий не вызовут – все упирается в состав исполнителей, их профессионализм и добросовестность, а в наши дни деньги с высокой вероятностью могут осесть в немногих карманах, практически не отразившись на состоянии города и региона в целом. Но если найдутся способы решения этих проблем, и вокруг Братска, несмотря на мертвящие условия нынешней экономики и моральный кризис, рано или поздно все-таки появится достаточно заселенная округа, то на смену движению вперед естественным образом придет пора закрепления достигнутого, хотя бы и промежуточного результата, тогда изменится и смысл его существования. Однако до тех пор город трудно считать исполняющим свое назначение.