Две недели на один подъезд. В этом работы подходят к завершению: осталось кое-где зашпаклевать и покрасить. Уже через несколько дней стены покроют нежно-голубой краской. Её выбрали сами жильцы, рассказывает маляр Татьяна Егорова. Второй подъезд по Приморской, 31 она называет чуть ли не идеальным: жильцы помогают, чем могут, один пенсионер даже соорудил импровизированный кран с холодной водой в подвале. Сам вызвался.
- Сам подъезд очень сложный был по работе. Но жильцы здесь - просто золото! - рассказывает маляр-штукатур Татьяна Егорова. - Везде бы таких жильцов. Прямо охота работать для таких людей, сделать им хорошо и красиво. Они и отзывчивые, что-то попросишь – они дадут. И не говорят, что вот там краской воняет, что грязно (пока побелку делаем, очень грязно в подъезде). Они говорят: «ой, девочки, делайте-делайте, ради бога»
Ремонт подъездов в каждом районе Братска не прекращается ни на день. Это один из тех видов работ, которые управляющие компании ведут круглогодично: от погоды он не зависит. В нынешнем году «Падунская коммунальная компания», например, планирует отремонтировать в Энергетике 30 подъездов. При составлении планов на текущий ремонт, рассказывают в руководстве управляющей компании, опирались не только на собственные сезонные обходы, но и на мнения советов домов и просто неравнодушных жильцов. Без тесного взаимодействия с собственниками работа управляющих компаний сейчас просто немыслима, это и дополнительный контроль качества, и помощь.
- Мастера знают, что когда они пойдут по квартирам объяснять, то если вдруг человек начнёт колебаться или сомневаться, мы можем сказать: вы зайдите в такую-то квартиру, там проживает Иван Иванович, мы с ним отработали, он вам ещё раз объяснит. Люди больше доверяют своему соседу, потому что он живёт рядом с ними. Хотя я всем собственникам на собраниях говорю: вы не ищите в управляющих компаниях врагов, мы не враги, - говорит Светлана Петрук, генеральный директор ООО «ПКК».
Конец зимы и начало весны внесли в этом году коррективы в работу управляющих компаний. Сильные осадки прошли сравнительно недавно. Устранением их последствий коммунальщики сейчас занимаются во всех районах города. Не ждать, когда проблема решится сама, а решать её - главный принцип работы. Особые климатические условия "закалили" жилищно-коммунальную систему Братска. Специалисты местных управляющих компаний обладают уникальным опытом и знаниями, благодаря чему ЖКХ в Братске считают одним из лучших в Иркутской области. Посудите сами - зимой в наших домах не отключают отопление, а летом – горячую воду, как в других городах.
- Определённый опыт нарабатывается в определённых региональных условиях возможностью ремонта в зимний период без отключения домов от систем отопления, - рассказывает Альберт Борозна, генеральный директор ООО «Жилтрест». - Это действительно сложный процесс, но персонал наш этим опытом обладает. Мы можем какие-то работы капитального характера проводить на инженерных сетях, не отключая полностью весь дом.
Немного статистики. В Братске всего три крупные управляющие компании: «Жилтрест» в Центральном округе, «Падунская коммунальная компания» в Энергетике и «Гидростроитель» на Правом берегу. Они обслуживают большинство многоквартирных домов города – свыше 1300. Это более 77 тысяч квартир, или почти 4 миллиона квадратных метров жилья. Всё это огромное хозяйство вместе с дворами и лифтами обслуживает более тысячи специалистов управляющих компаний. За последние несколько лет они серьёзно оптимизировали собственные ресурсы, при этом качество услуг осталось на высоком уровне, а резкого скачка квартплаты удалось избежать.
- Могу сказать определённо, что если бы мы этого не делали, то квартплата была бы на сегодня выше. Насколько, я не могу судить, но по внутренним ощущениям процентов на 25 точно была бы выше, если бы мы продолжали эксплуатировать жилфонд со старыми издержками, - говорит Альберт Борозна, генеральный директор ООО «Жилтрест».
Директоры управляющих компаний в один голос уверяют: несмотря на экономический кризис, который ощущается во многих отраслях, объёмы текущего ремонта в этом году останутся на докризисном уровне. Даже в Правобережном округе. Гидростроитель, Заярский, Осиновка в системе ЖКХ Братска занимают особое место. Свыше 300 домов – это больше половины от всех, которые обслуживает управляющая компания «Гидростроитель» - признаны ветхими и аварийными. Но даже здесь коммунальщикам удаётся поддерживать их в относительно хорошем состоянии до того, как власти расселят всех жильцов в новые дома. Ещё одна проблема - неплатежи. Социальная и экономическая ситуация на Правом берегу хуже, чем в других округах, тем не менее, благодаря работе управляющей компании, обслуживание жилфонда мало чем отличается от центра или Падунского округа. Здесь нет аварий, экстренных отключений тепла, ремонтируются подъезды.
- Нормальная жизнь в домах зависит не только от нас, но и от них тоже, от платёжеспособности собственников, - рассказывает Александр Юдилевич, генеральный директор ООО «Гидростроитель». - Стараемся людям доносить, разъяснять, объяснять. Примеры показываем: стоит дом, всё у него прекрасно и хорошо. Рядом стоит другой дом, который, может, не отвечает некоторым нюансам и требованиям. Но первый дом платёжеспособный – нормально люди платят, соответственно, они получают больше качественных услуг.
15 марта работники ЖКХ отметят свой профессиональный праздник. Многих из них будут поздравлять руководители, кого-то особо отметят местные власти. Но, как признались нам сами коммунальщики, деление их времени на рабочее и нерабочее - условно. Жилищно-коммунальное хозяйство требует к себе внимания 24 часа в сутки 7 дней в неделю. И пока специалисты управляющих компаний встречают выходные и праздники на посту, в наших домах есть тепло, свет и вода.
Видеоверсия материала прикреплена ниже.