Соответствующий законопроект вынесен на общественное обсуждение.
В советские годы прописка была культовой вещью. Она могла сломать судьбу или подарить счастье. Из-за прописки женились и разводились, даже любили часто исключительно за прописку. После распада СССР ее пытались отменить, но в итоге только переименовали в регистрацию. Вряд ли кто-то будет всерьез сегодня утверждать, что по прописке надо заказывать поминки.
Только заключенные в советские годы выпадали из стройной системы паспортного учета и контроля граждан. У них вообще паспортов не было, а выпускали людей из колоний со справкой об освобождении. Так что, попав в тюрьму, люди старую прописку теряли, а новую не находили. Потому после освобождения приходилось долго мыкаться. А единственное место, куда легко принимали и без прописки, была снова тюрьма.
Теперь минюст намерен радикально реформировать систему наказаний, внедрив в том числе программы, помогающие бывшим арестантам устроиться на воле. Развиваются и новые виды наказаний. Например, в Уголовном кодексе появились принудительные работы. Осужденные будут трудиться в специальных исправительных центрах. В них, кстати, тоже появится прописка.
Документ, опубликованный на сайте ведомства, предлагает ввести регистрацию осужденных по месту дислокации исправительных центров, а также в целом в казенных домах.
Также тюремное ведомство намерено укреплять свои социальные службы, которые помогают арестантам организовать жизнь после освобождения. Такая работа начинается где-то за полгода до освобождения, человеку помогают подыскать место работы и жительства. Как и прежде, люди сидят в тюрьмах без паспорта. Но сегодня социальные службы помогают арестанту оформить паспорт при освобождении.
Кстати, число арестантов в России снижается уже несколько лет подряд. В прошлом году, например, тюремное население сократилось на 63,6 тысячи человек. На 1 января 2012 года за решеткой у нас сидело всего 755,6 тысячи человек. В рамках реформирования системы исполнения наказаний был разработан предварительный план новой дислокации казенных домов. Напомним, по планам вместо привычных колоний, которые еще часто называют лагерями, должны появиться тюрьмы трех режимов и колонии нового вида. Как недавно сообщалось на коллегии ведомства, планируется создать 721 учреждение нового вида с общим лимитом на 638 тысяч осужденных. В том числе появятся 58 тюрем особого режима, 180 тюрем усиленного режима, 210 тюрем общего режима для содержания мужчин и 55 тюрем общего режима для содержания осужденных женщин, 218 колоний с усиленным и обычным наблюдением.
Для осужденных внедряются и так называемые социальные лифты, когда за хорошее поведение человеку смягчают условия. И наоборот. По замыслу такие подходы станут стимулом, чтобы задуматься о своей жизни. В целом тюремное ведомство внедряет массу новых подходов, призванных изменить саму атмосферу за решеткой. Человек не должен выходить оттуда волком без роду, без прописки. Например, осужденным, отбывающим срок в хозотрядах московских СИЗО, разрешили пользоваться электронными книгами. Как рассказал представитель управления Федеральной службы исполнения наказаний по Москве Сергей Цыганков, "ридеры" начали закупать с конца прошлого года. По его словам, это станет одним из поощрений для осужденных в рамках начавшей действовать системы "социальных лифтов", позволяющей улучшать условия содержания при исправлении.
- Пользоваться ими могут осужденные, отбывающие наказание в отрядах по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов, которые были переведены в облегченные условия отбывания наказания, - сказал Сергей Цыганков.
При этом осужденные могут как купить "электронную книгу" в магазине СИЗО, так и взять ее в пользование. В среднем цена за использование "ридера" - 370 рублей в месяц. Впрочем, пользование электронными книгами имеет ряд ограничений. В каждом СИЗО у начальника отряда есть библиотека электронных книг, ее список пополняется решением комиссии администрации СИЗО. Издания, пропагандирующие жестокость, насилие, религиозную и межнациональную вражду и тому подобное в списках для возможного скачивания отсутствуют. На сегодня в СИЗО осужденные приобрели уже первые три десятка "ридеров". Учет электронных книг ведут начальники отрядов в отдельном журнале.
При этом в СИЗО остаются обычные библиотеки, которые сейчас насчитывают более 82 тысяч наименований печатных изданий.
Федеральный законопроект о внесении изменений
Эта статья является комментарием к: