Администрация Братска и ряд депутатов городской Думы не поддержали инициативу отдалить магазины с алкоголем от школ и детских садов. С предложением увеличить минимальное расстояние до социальных объектов, на котором не допускается продажа алкоголя, выступил депутат Андрей Васильев. Предложение рассмотрели 7-го февраля на заседании постоянной депутатской комиссии по правовой и социальной защите населения.
Во время своего выступления (полный текст доклада - здесь) Андрей Васильев напомнил, что в феврале 2014-го года минимальные расстояния до учреждений образования, медицины и спорта, на которых не разрешалось открывать магазины, торгующие алкоголем, уменьшились почти в 3 раза. С 50-ти метров - до 20-ти (для торговых объектов с обособленной территорией) и со 100-та метров - до 30-ти (для магазинов без обособленной территории). По словам депутата, сокращение расстояния стало одной из причин бурного роста количества пивных магазинов, в которых идёт торговля алкогольными напитками на розлив. Соседство с такими торговыми точками доставляет неудобства жильцам домов, о чём неоднократно говорили и сами жильцы, и представители местных властей.
Депутат Думы Братска Андрей Васильев
Андрей Васильев отметил, что многие пивные магазины расположены на первых этажах жилых домов, а сами дома зачастую находятся в непосредственной близости к школам и детским садам. По мнению депутата, возврат к расстояниям в 50 и 100 метров мог бы привести к сокращению числа торговых точек, в которых реализуется алкоголь, в том числе, и на розлив. И как следствие, снизилась бы социальная напряжённость.
- Конечно, плохо, когда закрываются магазины. В том случае, если мы говорим, например, о магазинах, где продают хлеб или продукты первой необходимости. Но мы говорим о магазинах, которые торгуют алкоголем. Мне кажется, человеку, который любит выпить, ему всё равно, сколько пройти: 30 метров до ближайшего магазина или 100 метров. Он пойдёт и купит, - отметил Андрей Васильев. - Кроме этого, я полагаю, что возврат к расстояниям 50 и 100 метров – это не запрет как таковой, это меры по приведению торговли алкоголем в более цивилизованный вид. И этот подход сбалансированный - здесь, на мой взгляд, учтены и интересы малого бизнеса, и интересы жителей, которые страдают от засилья пивных магазинов.
Также, по мнению Андрея Васильева, принятие дополнительных ограничительных мер на уровне города позволит эффективнее вести диалог с областными властями по поводу разработки закона, который бы запрещал торговлю разливным пивом на первых этажах жилых домов. В 2017-м году с просьбой разработать такой закон в адрес губернатора Иркутской области Сергея Левченко обращался мэр Братска Сергей Серебренников.
Идею возврата к нормам 2013-го года о минимальном расстоянии от соцобъектов до магазинов с алкоголем не поддержала администрация Братска (по закону, их регулирует именно муниципальная исполнительная власть). Как пояснил председатель комитета экономического развития Александр Яковлев, увеличение границ до 50-ти и 100 метров коснётся, прежде всего, магазинов, которые не специализируются на продаже разливного пива.
- Мы просчитали вариант увеличения расстояния до 50-ти и 100 метров. В указанные границы попадут 15 специализированных объектов, торгующих разливным пивом, из более, чем ста. При этом в жилых домах из них расположены только 8. Однако следует учитывать, что увеличение границ коснётся не только пивных магазинов, но и прочих торговых объектов и предприятий общественного питания, имеющих лицензии на продажу алкогольной продукции, - рассказал Александр Яковлев. - На сегодняшний день при выбранной модели увеличения это 53 объекта, в том числе, местных и региональных торговых сетей, магазины шаговой доступности.
Председатель комитета экономического развития администрации Братска Александр Яковлев
Всего же, по данным, которые привёл Александр Яковлев, в Братске функционируют 110 пивных магазинов. Рост их числа, по словам специалиста, произошёл в 2016-2018 годах, в большей степени, из-за применения более доступной технологии в производстве пива, а также из-за отсутствия необходимости получать какие-либо дополнительные разрешения на торговлю им. Увеличение расстояния, рассказал Александр Яковлев, вынудит пивные магазины не закрываться, а уходить за разрешённую границу, где они продолжат свою деятельность. При этом такая миграция вряд ли будет сопряжена с серьёзными финансовыми затратами для владельцев торговых точек.
Позицию администрации Братска поддержал и депутат Думы Денис Кожеуров. Он отметил, что увеличение расстояний ударит, прежде всего, по добросовестным предпринимателям, которые торгуют алкоголем.
- Бизнес очень не любит излишнее регулирование. У любых предпринимателей, которые действуют в рамках действующего законодательства, есть два способа: либо уйти с рынка, либо начинать действовать нелегально, - отметил Денис Кожеуров. - Излишнее зарегулирование - запрет на торговлю алкоголем, запрет торговли табачными изделиями вблизи образовательных учреждений, учреждений культуры - часто приводит к тому, что бизнес уходит в нелегальный сегмент. Сейчас не стоит давать задний ход и изменять условия игры в очередной раз для всех предпринимателей, которые привыкли работать по правилам. Для тех, кто работает не по правилам, постановление об увеличении границ роли не сыграет.
По мнению Дениса Кожеурова, к нарушающим общественный порядок и закон торговым точкам нужен адресный подход со стороны сотрудников администрации Братска и силовых структур, которые бы выявляли и наказывали недобросовестных продавцов.
Депутат Думы Братска Денис Кожеуров
Реклама алкогольных магазинов, в том числе, и торгующих разливным пивом, - ещё одна важная проблема, на которую обратили внимание во время заседания комиссии. Так, депутат Аркадий Нестеренко предложил, прежде всего, обратить внимание на баннеры и вывески, рекламирующие алкоголь. Депутат рассказал, что обилие таких вывесок на домах Братска негативно воспринимается населением и «вызывает агрессию».
- Первым шагом, если это юридически возможно, мог бы стать запрет рекламы алкогольных напитков на каком-то определённом расстоянии, - сказал Аркадий Нестеренко. - Огромные баннеры с алкоголем вызывают агрессию и вопрос: до каких пор это будет продолжаться?
- Если у нас пропаганда на каждом углу спорта, то, скорее всего, у нас будут вырастать спортсмены, - поддержал коллегу депутат Максим Игнатов. - Если у нас на каждом углу пропаганда пива, то подумайте сами, что у нас вырастет из молодёжи.
По словам председателя комитета экономического развития Александра Яковлева, работа над уменьшением числа вывесок, рекламирующих пивные магазины, администрацией ведётся. Но здесь у городской исполнительной власти недостаточно полномочий. Принять решение о принудительном демонтаже баннера может или суд, или Федеральная антимонопольная служба. Однако на то, чтобы доказать этим структурам, что тот или иной баннер не соответствует законодательству, уходит довольно много времени.
Что касается пивных магазинов, то здесь администрация предлагает иной подход, который в будущем может привести к сокращению числа пивных магазинов на первых этажах многоквартирных домов - рассказал Александр Яковлев. По его словам, в настоящее время «нарабатывается судебная практика» по признанию незаконными переводов жилых квартир в нежилые помещения, последующим открытием в них магазинов разливного пива. Один судебный спор по соответствующему иску администрация Братска уже выиграла, но пока решение не вступило в законную силу (ответчик подал апелляцию), ещё три иска находятся на стадии рассмотрения в суде.
- Мы полагаем, что такая судебная практика может стать проторенной дорожкой для собственников многоквартирных домов, используя которую жильцы смогут сами оспаривать размещение пивных магазинов в своих домах, - рассказал Александр Яковлев.
По итогам заседания депутаты Думы Братска запланировали вернуться к вопросу размещения алкогольных магазинов в конце весны и проанализировать, как изменилась ситуация с торговыми точками, реализующими пиво в розлив. По крайней мере, через несколько месяцев можно будет понять, насколько успешно и эффективно администрацией Братска «нарабатывается судебная практика» по точечному закрытию магазинов с разливным пивом в жилых домах.