Более 5,5 миллиона рублей потратит мэрия Братска на содержание муниципального телевидения по итогам 2016 года. Такие данные содержатся в соответствующем соглашении между мэрией и муниципальным автономным учреждением ТРК «Братск». Документ имеется в распоряжении «Города» (полный текст - в конце публикации).
Как следует из документа, бюджетные деньги идут на производство и размещение нескольких информационных продуктов: это программа «Факт», рубрика «Братский репортёр», программа «Диалог с властью» (когда этот «диалог» был в последний раз?), а также программы «Время итогов». Согласно соглашению, ТРК «Братск» ежемесячно получает из городской казны примерно полмиллиона рублей на свои нужды. И, как итог,
объём субсидии в рамках заключённого Соглашения составляет 5 510 000,0 (пять миллионов пятьсот десять тысяч) рублей, - указывается в документе.
Много это или мало? Попробуем разобраться.
Для начала определим, за что мэрия Братска перечисляет из казны такую сумму. Далеко ходить не надо. Всё указано в том же соглашении.
Предметом настоящего Cоглашения является предоставление <…> субсидии на выполнение работ по информированию населения города Братска о решении вопросов местного значения и осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Братска, - говорится в документе.
Иными словами, ТРК «Братск» за те миллионы, которые тратят на содержание компании в год, рассказывает братчанам, чем и как занимаются мэрия города и Дума. Дело, безусловно, хорошее. Информировать население необходимо, и вряд ли кто-то станет с этим спорить. О качестве информационных продуктов, которые выпускает муниципальное телевидение, тоже не нам судить. Это личное дело телезрителей - смотреть им ТРК «Братск» или нет. Да и замерить, на какие кнопки телевизоров нажимают братчане, нам вряд ли удастся. И всё же определённое впечатление о контенте ТРК «Братск» мы можем составить по косвенным данным.
Наверное, никто не станет спорить, что, говоря о местном телевидении, любой братчанин, наряду с ТРК «Братск», наверняка, вспомнит и «Братскую студию телевидения». У обеих телекомпаний есть сайты в Интернете. К сожалению, на сайте ТРК «Братск» отсутствует статистика посещений, поэтому сравнить популярность сайтов не удастся, а вот что касается количества комментариев под новостями – то тут лидером остаётся «БСТ». На сайте ТРК в новостях в графе «Комментарии», как правило, красуются «нули». Стало быть, в Интернете отклик на продукцию ТРК «Братск» практически нулевой. То же и в социальных сетях. Так, в группе «Вконтакте» у паблика «БСТ» 10 599 подписчиков, у ТРК «Братск» - в пять раз меньше.
Безусловно, приведённые выше цифры никоим образом не могут сказать о том, насколько хорошо или плохо справляется со своими обязанностями ТРК «Братск» в плане освещения работы местной власти. Тем не менее, эти цифры всё же показательны. Интернет есть у подавляющего большинства братчан, но пользователям Сети контент муниципального ТВ не особо интересен.
На это обращают внимание и сами работники мэрии.
Андрей Антоненков. В недавнем прошлом - блоггер, а ныне – советник мэра Сергея Серебренникова по медиа. На прошлой неделе на своём сайте Андрей Антоненков опубликовал материал, в котором, в числе прочего, сравнил посещаемость своего ресурса и сайта ТРК «Братск». Не будем комментировать. Цитата говорит сама за себя:
ТИЦ сайта www.antonenkov.com сейчас равен 110. Этот показатель присваивается «Яндексом», и при его определении учитывается множество критериев - посещаемость сайта, его цитируемость другими ресурсами, количество внешних ссылок на сайт, актуальность информации, её качество и так далее. В объективности этого показателя сомнений нет. 110 - много ли это или мало? Для сравнения: сайт телерадиокомпании «Братск» имеет ТИЦ 100, но ТРК «Братск« - это крупная организация с большим годовым бюджетом и несколькими десятками сотрудников, а над сайтом www.antonenkov.com сейчас работаю только я один, - пишет Андрей Антоненков.
Анализ «индекса цитирования» сайтов antonenkov.com и trk-bratsk.tv
В общем, как выясняется, сайт одного человека читать куда интереснее, чем сайт телекомпании «с большим годовым бюджетом и несколькими десятками сотрудников»… Отсутствие эффективности работы - налицо. Новости ТРК «Братск» в Интернете мало кому интересны, они не вызывают отклика у тех же пользователей сети, что видно по количеству комментариев, а новостные агрегаторы и региональные СМИ так и вовсе игнорируют продукцию муниципального телевидения.
Кстати, о региональных СМИ. Безусловно, новости Братска интересны не только братчанам. О том, что происходит в городе, читают и в столице Приангарья. Мэрия Братска создаёт довольно серьёзный информационный поток – на официальном сайте администрации Братска новостная лента обновляется в течение всего дня. Те же новости, как правило, вечером появляются и на сайте муниципального телевидения. Другими словами то, что стало известно ещё днём, через сайт мэрии тиражируется гораздо быстрее. Интересующемуся человеку проще узнавать о новостях с официального сайта исполнительного органа власти, чем ждать эфира с программой «Факт» или обновлений на странице телекомпании в Интернете - это само по себе бессмысленно, учитывая, что на 2/3 новостные выпуски «Факта» формируются из сообщений пресс-службы мэрии. Таким образом, в оперативности освещения работы местной мэрии ТРК «Братск» проигрывает самой мэрии!
В общем и целом, траты из бюджета на содержание ТРК «Братск» выглядят крайне сомнительными. Нужно ли тратить 5,5 миллиона рублей на то, что кто-то делает лучше? Вряд ли. Особой пикантности добавляет то обстоятельство, что ТРК «Братск», имея в своём распоряжении достаточно ресурсов (вспомним «несколько десятков сотрудников» плюс технику) для производства и размещения рекламы на двух федеральных каналах («РЕН ТВ» и «Пятый»), активно занимается извлечением прибыли. Какую сумму удаётся зарабатывать ТРК «Братск» на рекламодателях, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Однако субсидия в виде 5,5 миллиона из городского бюджета на покрытие расходов муниципального автономного учреждения может говорить о двух вещах: или руководство не умеет извлекать достаточную прибыль из ресурсов, которые имеются в его распоряжении, или кто-то сознательно игнорирует эту часть работы телевидения, распределяя между своими людьми бюджетные рубли. Как это часто бывает в муниципальных учреждениях, зарплаты руководителей, как правило, в несколько раз превышают доходы рядовых сотрудников.
Директор ТРК «Братск» Тамара Осипова
Редакции «Города» удалось выяснить, что ТРК «Братск» является глубоко убыточным муниципальным предприятием, которое тяжелой ношей висит на городском бюджете. Однако ни один из приведённых в нашей статье доводов не влияет на размер заработной платы руководства ТРК «Братск». Генеральный директор компании Тамара Осипова задекларировала за 2015 год доход на сумму более 1 миллиона рублей, что составляет, примерно, 100 тысяч рублей в месяц.
В ближайшее время начнутся разговоры о формировании бюджета Братска на 2017 год, и нам кажется, что сумма субсидии ТРК «Братск» останется на прежнем уровне, а, может даже, и увеличится. Во всяком случае, в самой администрации увеличение субсидий активно обсуждается, а вот вопрос о снижении объема средств на содержание муниципального ТРК «Братск» ещё ни разу не поднимался.
Вместо послесловия
Запомните сумму: 5 510 000 рублей на освещение деятельности администрации на муниципальном телевидении. А теперь сопоставьте эту цифру с другими:
5 000 рублей – такую сумму в 2017 году мэрия Братска выделила на развитие лесопитомника.
5 000 000 рублей – такую сумму предлагал выделить профсоюз муниципального автотранспортного предприятия на ремонт автобусов, чтобы пассажиры (в основном, льготники) не простаивали часами на остановках.
5 000 000 рублей – такую сумму выделила мэрия Братска на ремонт новостроек, построенных по программе переселения. Между тем, на их ремонт нужно, как минимум, в три раза больше. И жильцам зимой по-прежнему придётся мёрзнуть в собственных квартирах.
На 5 510 000 рублей можно дополнительно отремонтировать свыше 4 000 квадратных метров дорожного полотна.