Накануне в Братской территориальной избирательной комиссии разгорелся скандал. 70-летний политик Виталий Шуба, за плечами которого уже не одни выборы, вдруг опоздал на передачу подписных листов в свою поддержку как кандидата в депутаты Государственной Думы по Братскому одномандатному округу, явившись на 2 минуты позже положенного по закону срока (18:00 4 августа). И местный избирком отказал ему в регистрации.
Виталий Шуба идет по коридору, сопровождаемый председателем ТИК Братска
Еленой Московских. В пакетах у него - подписные листы
На эту тему сразу начались самые разные спекуляции. Путь Виталия Борисовича по коридорам, ведущим к избиркому, обсуждали буквально по секундам. Во сколько он зашел в здание администрации (сам Шуба утверждает, что до 18:00), во сколько оказался в помещении, где заседала комиссия, у кого были верно или неверно выставлены часы… Некоторые Телеграм-каналы и вовсе стали говорить о какой-то «полосе препятствий», из-за которой политик не смог вовремя оказаться в вожделенном кабинете. Звучит, честно говоря, как какой-то дешевый шпионский роман.
На фото: Виталий Шуба очень эмоциально пытается всем объяснить, что он пришел вовремя
Начнем с того, что все эти якобы существовавшие коварные ухищрения не сработали бы, приди Шуба хотя бы минут на 10 раньше. В чем был сакральный смысл прихода ровно к 18:00? Всё это очень похоже на хорошо спланированную акцию престарелого политика. Просто потому, что нужного количества подписей, он, скорее всего, банально не собрал. Это неудивительно, ведь от былой поддержки мало что осталось: в 2018 году Виталий Шуба с треском "пролетел" мимо Законодательного Собрания Иркутской области, заняв третье место на одном из округов. С тех пор о братском политике с московской пропиской никто и не вспоминал.
Виталий Шуба выдвинулся кандидатом по Братскому одномандатному округу самым первым из 13-ти кандидатов. Необходимый пакет документов городской избирком принял у него ещё 7 июля. Уже тогда кандидат не мог не представлять, сколько работы необходимо проделать, чтобы собрать около 14 тысяч подписей. Нужно было много людей и много рекламы. Причем процесс сбора подписей - сам по себе прекрасный информационный повод, который позволяет быть на виду у избирателей. Но кто-то замечал хоть какую-то медийную активность Виталия Шубы за прошедший месяц? Кто-то видел посты в соцсетях или сообщения в СМИ о том, что политик собирает подписи? По-тихому 14 тысяч подписей собрать нереально… Но везде царила тишина. О том, как Виталий Шуба собирал подписи, не известно ничего!
Председатель братского избиркома Елена Московских объясняет Виталию Шубе
и его юристу, что с подписями он опоздал
С пакетами, в которых, по утверждению Виталия Шубы, были подписные листы, его публично видели лишь однажды - 4 августа в Братской городской избирательной комиссии. Пакеты, кстати, были довольно скромные, учитывая необходимое число подписей и требования закона к заполнению листов. Обычно кандидаты сами приглашают журналистов и операторов на передачу подписей в избирком. Это ведь тоже отличный пиар-ход: глядите - всё собрал, меня поддерживают! Но вечером 4 августа в комиссии был всего один журналист из всех городских СМИ (и, конечно, это был журналист ИА «ТК Город» – мы внимательно следим за выборами), которого кандидат не приглашал. Сам он пришел вдвоем с юристом-помощником.
Ну и самый главный вопрос. Если подписи были собраны честно и вовремя, то зачем приносить их за несколько минут до закрытия избиркома, да ещё и в последний день подачи документов? Какой в этом смысл? Если бы подписи действительно были собраны, то никакой здравомыслящий кандидат не стал бы тянуть с их передачей избиркому до последнего момента, рискуя опоздать.
Есть мнение, что Виталий Шуба или не смог собрать нужное число подписей, или вообще их не собирал — вот и устроил небольшой скандальчик. Ведь теперь никто не будет проверять подлинность подписных листов, а значит, политический мастодонт уходит на покой непобеждённым. А еще он может, пользуясь созданным имиджем «гонимого», поддержать кого-то из кандидатов-оппозиционеров. Для человека, который столько лет был депутатом и сенатором от «Единой России», шаг странноватый, но к чему думать о репутации 70-летнему политику, вышедшему в тираж? А деньги на пенсии пригодятся.