Ситуация на муниципальном предприятии «Братское троллейбусное управление» за год к лучшему не изменилась. В декабре 2019 года директор предприятия Владимир Синицын докладывал депутатам Думы Братска о плачевном финансовом состоянии организации. Прошёл год, и Владимир Синицын вновь выступил с докладом перед народными избранниками. Доклад практически точь-в-точь повторил тот, что депутаты уже слышали. Изношенный автопарк, дефицит кадров и низкая выручка - за год ситуация не поменялась. Доклад директора МП БТУ прозвучал на заседании комиссии по городскому хозяйству и муниципальной собственности Думы Братска 5 ноября. На заседании присутствовал корреспондент «Города».
Заседание комитета по городскому хозяйству и муниципальной собствености в Думе Братска
Из-за эпидемии коронавируса 2020 год для муниципального электротранспорта выдался ещё более сложным, чем предыдущий. Из-за карантинных мер и самоизоляции выручка предприятия во втором квартале сократилась почти наполовину, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в третьем квартале - почти на треть, рассказал директор МП БТУ Владимир Синицын. В этой ситуации вопрос о повышении тарифа на перевозку пассажиров стал как никогда актуален. Сейчас максимальный тариф установлен в размере 25 рублей за одну поездку, но пассажиры платят 22 рубля. Разницу в три рубля компенсирует городской бюджет. Однако, по мнению директора МП БТУ, максимальный тариф, который власти ввели ещё в начале 2019 года, уже не отвечает современным экономическим условиям. По словам Владимира Синицына, поднимать тариф надо почти на 10 рублей.
- Фактическая стоимость перевозки пассажира в 2020 году составила 33,5 рубля при снижении пассажиропотока. Одним из возможных вариантов финансовой поддержки является пересмотр экономически обоснованной стоимости перевозки за 2020 год, - рассказал Владимир Синицын. - Тем более, что перевозчик раз в год не позднее мая имеет право обратиться в уполномоченный орган с заявлением о пересмотре экономически обоснованной стоимости перевозки одного пассажира с предъявлением всех необходимых расчётов и подтверждающих документов. Что и было сделано нами в апреле. Но на сегодняшний день этот вопрос остаётся открытым.
Установление нового максимального тарифа на проезд не обязательно резко ударит по карману пассажиров. Тариф для граждан могут оставить и прежним, а разницу между ним и максимальным (предельным) тарифом будет, как и сейчас, компенсировать городской бюджет. Впрочем, на заседании комиссии ни депутаты, ни представители администрации на предложение директора МП БТУ не отреагировали никак. Скорее всего, вопрос об изменении максимального тарифа по-прежнему останется открытым. По крайней мере, до мая будущего года.
Год назад одним из выходов из сложившегося кризиса директор МП БТУ называл обновление парка троллейбусов. Однако, как и прежде, горожане вынуждены ездить на технике, которая устарела и морально, и физически. Из 56 троллейбусов, которые сейчас эксплуатируются МП БТУ, списанию подлежат 50. Половина троллейбусов, которые выходят на линию, в критическом состоянии.
- При нормативном сроке эксплуатации троллейбуса в 7 лет, средний возраст эксплуатируемых троллейбусов составляет 27 лет. А самым старым машинам в парке, которые до сих пор эксплуатируются, 38 лет. Более 50% подвижного состава составляет техника, которая уже давно снята с производства. Необходимые узлы и агрегаты для ремонтно-восстановительных работ уже не выпускаются, - рассказал Владимир Синицын.
Последний раз новые троллейбусы приходили в Братск в 2019 году.
Тогда купили 3 троллейбуса по договору лизинга. До конца 2022 года бюджет ежегодно должен
выплачивать лизинговые платежи более 10 миллионов рублей
Один из возможных выходов из тяжелейшей ситуации с парком - его модернизация. Как рассказал директор МП БТУ, на предприятии собственными силами планируется модернизировать старую технику, чтобы не просто продлить срок её эксплуатации, но и сделать троллейбусы более экономичными.
- В этом году мы получили лицензию на капитально-восстановительный ремонт троллейбусов, что может нам позволить модернизировать существующие троллейбусы. В Новосибирске есть завод, который производит оборудование для модернизации троллейбусов. Старое оборудование энергоёмкое будем менять на менее энергоёмкое, - поделился планами Владимир Синицын.
Но пока модернизация троллейбусов - только планы. Сейчас на предприятии ждут предложений по цене с того самого завода в Новосибирске и планируют, что деньги на модернизацию выделят местные власти. Сколько троллейбусов планируется восстановить таким образом, пока неизвестно.
С покупкой новой техники в этом году тоже не сложилось. И тоже из-за эпидемии коронавирусной инфекции. Купить два десятка новых троллейбусов в 2020 году планировали на федеральные средства по экологической программе «Чистый воздух». Но средства, предназначенные на троллейбусы для Братска, пошли на борьбу с эпидемией - об этом ранее заявлял заместитель мэра Михаил Гарус. На прошедшем заседании он пообещал, что новая техника в город всё же придёт. В будущем году.
- Про 20 троллейбусов, которые мы хотели приобрести по национальному проекту «Чистый воздух». Да, они в планах стояли, и мы перенесли их на 2021 год, плюс ещё 10. В программе это всё прописано. У нас есть подтверждения, что деньги на троллейбусы в программе стоят на 2021 год, - уточнил Михаил Гарус.
Низкая доходность предприятия бьёт и по его штату. Кадровый дефицит стал привычным явлением. При этом речь идёт не о специалистах узкого профиля, а о водителях и кондукторах. Зарплата, которую предлагают на МП БТУ (в среднем, водители получают 34 тысячи рублей, а кондукторы - 30 тысяч), мало привлекает молодёжь, да и срок обучения водителей в полгода не даёт возможности оперативно решать кадровые вопросы.
Весной этого года власти официально отменили троллейбусный маршрут 2А.
Троллейбусы на автономном ходу не оправдали ожиданий
Как и прежде, серьёзные проблемы у МП БТУ с контактной сетью, 30 километров которой требуют капитального ремонта, обновлением подстанций, которые введены в эксплуатацию больше 30 лет назад. Некоторые ремонтные работы на подстанциях, рассказал директор МП БТУ, предприятие ведёт собственными силами, а контактная сеть меняется в ходе капремонта улиц, но пока это делается небольшими отрезками. Впрочем, если капитальный ремонт улицы Комсомольской будет-таки реализован в ближайшие годы, то и контактная сеть на некоторых троллейбусных маршрутах будет заменена на этом отрезке полностью.
Во время доклада Владимир Синицын, как и год назад, поднял вопрос о ходатайстве перед поставщиками электроэнергии об установлении более низких тарифов для транспортного предприятия, потребителями услуг которого являются жители города. По мнению руководителя МП БТУ, это позволило бы сократить затраты более чем на 10 миллионов рублей ежегодно. Однако, как и год назад, ни депутаты, ни чиновники на инициативу Владимира Синицына никак не отреагировали.
------------
Подпишитесь на канал «Города» в мессенджере Telegram по ссылке,
узнавайте новости «Города» в Инстаграме,
а также в Яндекс.Мессенджере.