Мать убитого 14-летнего братчанина не верит выводам психиатров о том, что ударившая его ножом 16-летняя девушка нуждается в лечении

13 сентября 2021 г. 8:39 43602

Фото: из архива семьи Артема Горбунова/ИА "ТК Город"


«Я просто хочу установить истину!» - говорит безутешная мать погибшего 14-летнего Артёма Горбунова, Лариса Альбертовна. 

Разумеется, каким бы суровым ни был приговор убийце её сына, мальчика он не вернет. Но попытки адвоката обвиняемой представить дело так, будто подросток сам спровоцировал нападение, оскорбив девушку, до крайности возмущают всех, кто близко знал Артёма. И потому Лариса Альбертовна решила обратиться за помощью к известным в городе адвокатам Илье Полосину и Владиславу Деменчуку, которые уже не раз представляли в суде интересы пострадавших от рук преступников.  

Корреспондент информационного агентства «Город» пообщался с матерью погибшего подростка и выяснил, что предыстория кровавой трагедии не так проста, как выглядела поначалу. 

Фото: vk/ Первый в Братске

Напомним, 30 июня 2021 года Братск всколыхнуло шокирующее известие о том, что на площади у Драматического театра 16-летняя девушка зарезала 14-летнего подростка. Момент рокового удара запечатлела камера видеонаблюдения. На кадрах видно, как парень и девушка ведут напряженный разговор один на один. В какой-то момент девушка наносит резкий удар в область сердца парня и отходит. Позже выяснится, что у нее в кармане находился нож-«бабочка» - им-то и было причинено смертельное ранение. Мальчик, еще не осознав случившееся из-за шока, приподнимает футболку, смотрит на свою грудь, делает несколько шагов в сторону находившихся неподалеку друзей и падает. По словам свидетелей, его последними словами были: «Пацаны, вызывайте скорую…»

Увы, прибывшие медики не успели спасти раненого – он скончался по пути в больницу. А вооруженная девица, по словам находившихся на площади людей, подошла к фонтану, ополоснула испачканный в крови нож и удалилась. Вскоре сотрудники ППС задержали ее в одном из дворов, ориентируясь на описанные очевидцами приметы. Подозреваемая не стала отрицать своей причастности к случившемуся, после беседы со следователем СК РФ её отправили в СИЗО.

Фото: vk/ Первый в Братске

Бомба замедленного действия

По результатам амбулаторной психолого-психиатрической экспертизы, проведенной в рамках предварительного следствия в Братске, обвиняемая была признана не отвечающей за свои действия в момент совершения преступления и не способной осознавать их последствия. Проще говоря, по мнению медиков, в силу имеющихся у нее особенностей психики, она не думала о том, что удар ножом в грудь почти наверняка смертелен, как 3-летний ребенок не понимает, что, сжав в ладошке красивую бабочку, он убивает ее…  

Если заключение братских медиков подтвердится, то 16-летняя обвиняемая может отправиться не в колонию, а в закрытое медицинское учреждение на принудительное лечение. Как долго она там пробудет – неизвестно, выводы о выздоровлении пациентов делает врачебная комиссия. В данный момент девушка находится в Иркутске, в психиатрической лечебнице, где проводится повторная экспертиза, на которую ее направили по ходатайству матери погибшего юноши. Суд продлил срок содержания обвиняемой под стражей. Выводы экспертов станут известны в начале октября. 

Как стало известно ИА «ТК Город», Анна В. с 2018 года (на тот момент ей было 13 лет) стоит на учете в психоневрологическом диспансере как подросток, страдающий вспышками неконтролируемой агрессии (впрочем, чаще все-таки страдали окружающие). Кроме того, 16-летняя девушка находится на учете у нарколога как подросток, злоупотребляющий алкоголем. 

Анна выросла в семье, где было 7 детей. Несколько лет назад ее многодетные родители решили переехать в Кузнецовку, поскольку приобрести жилье на селе было проще. Какая обстановка царит в их доме, остается только догадываться, но органы опеки признаков неблагополучия прежде не замечали. 

Что касается Анны, то, по словам Ларисы Альбертовны, отец обвиняемой, представляющий ее интересы в ходе следствия (закон велит, чтобы при допросах присутствовали родитель и педагог), как-то признался, что у него и супруги уже опустились руки. Родители давно отчаялись и оставили попытки как-то повлиять на непутёвую дочь.

Весьма показателен конфликт, случившийся во время учебы Анны в школе. По неподтвержденным данным, директор позволила себе некорректное замечание по поводу сомнительного поведения и будущего ученицы. И школьница, недолго думая, отправилась «разбираться». Но директора в кабинете не оказалось, и под горячую руку взбешенной девицы попала другая работница школы, которая, видимо, пыталась образумить ученицу. Не исключено, что именно после этого Анну и поставили под наблюдение психиатра (впрочем, достоверно это неизвестно). Очевидно, что школьница, способная наброситься с кулаками на педагога, представляет опасность и для сверстников. В частности, следствию известно об инциденте, когда она сломала нос девушке. 

Драться Анна любит и умеет – она с 9 лет занималась рукопашным боем, но тренировочных поединков ей, похоже, не хватало для выплеска подростковой агрессии. В Сети были опубликованы ролики, запечатлевшие, как она жестоко избивает ребят. 

Кое-как получив аттестат, после 9 класса девушка поступила в Братский индустриально-металлургический техникум, но надолго там не задержалась – была отчислена за неуспеваемость. 

Невзирая на достаточно юный возраст, Анна была хорошо знакома сотрудникам полиции и стояла на учете в отделе по делам несовершеннолетних. Известно, что её привлекали к ответственности за кражу. А в сентябре прошлого года не по возрасту (ей было 15 лет) самостоятельная девушка была объявлена в розыск после того, как уехала в Братск и не подавала о себе вестей.  

Артём. Фото из семейного архива

Артём мог стать жертвой заказного убийства

Очень важный момент – Артём и Анна не были знакомы до того злополучного дня 30 июня. Поводом для неприятного разговора, переросшего в кровавую драму, стал конфликт их общих знакомых, случившийся… в художественной школе. 12-летний друг Артёма повздорил с девочкой, та бросила в него кисточками, и мальчик в ответ ее ударил.

- Между мальчиком и девочкой произошел конфликт, как мне сказали – я не буду этого утверждать, это все со слов друзей моего сына. Эта девочка пошла и пожаловалась своему другу. И этот друг встретился с этим мальчиком-художником и побил его. А мальчик рассказал обо всем моему сыну – они были друзьями. И мой сын в соцсети «ВКонтакте» выходит на этого обидчика, который побил художника, и говорит: «Ты зачем так сделал?». И у них начинаются эти разбирательства. Я бы не назвала это конфликтом, я могу расценить это как беседу: один задает вопросы, другой отвечает. Ни оскорблений, ни угроз – ничего такого не было, - рассказывает мама Артёма. 

Лариса Альбертовна открывает страницу сына в соцсети и показывает переписку сына и его собеседника. Артём расспрашивает о причинах избиения, подчеркивая, что можно было решить вопрос цивилизованно, без рукоприкладства, и предлагает вчетвером – повздорившим художникам и заступникам с обеих сторон - встретиться у магазина на Кирова.       

Лариса Альбертовна

- Это было 21 июня, а на 22-е была назначена встреча. И в момент их переписки мой сын пишет этому парню: «Ты кому что рассказал? Тут уже мне начинают писать и выяснять мой возраст». А как раз выяснять возраст начала вот эта Аня, обвиняемая. И тот отвечает, что никого ни о чем не просил, дескать, она сама, наверное, проявила инициативу. Опять же, вопрос – как она нашла моего сына, чтобы «проявить инициативу»? – недоумевает Лариса Альбертовна. - 22-го они встретились, вроде бы диалог был окончен, но после этот парень идет к этой Ане, и, видимо, я так поняла, передает разговор с моим сыном и упоминает о том, что мой сын назвал ее «конченой дурой». При нём был вот этот нож. Как он потом говорит: «я не хотел ей отдавать этот нож, она выхватила его сама, я хотел у нее забрать, но у меня ничего не получилось». 

Кому в действительности принадлежал злополучный нож, ставший орудием убийства, достоверно неизвестно. Но картина складывается весьма двусмысленная: струсивший парень идет за защитой к девушке, известной любительнице подраться, она получает от него нож и слышит, что его недруг оскорблял её. Как говорил шакал Табаки в известном мультфильме: «Они называли тебя червяком! Земляным червяком!». Действительно ли Артём говорил о ней, сказать сложно – присутствовавший на встрече 22 июня свидетель беседы отрицает это. 

Лариса Альбертовна открывает переписку Артёма с Анной от 21 июня, в которой она высказывает подростку явные угрозы, пишет: «Я сама лично тебя на ж..у посажу так, что ты больше не встанешь!». И упоминает, что их общий знакомый, за которого она вступилась – близкий ей человек.

- Он знает, какой она человек, и он обращается к ней за помощью, передаёт ей эти слова, зная, что она способна на всё. Когда началось следствие, он не на шутку перепугался. Он говорил моему старшему сыну: «Я не хочу в тюрьму! Меня посадят!». Он начал прятаться, он начал бояться, - рассказывает Лариса Альбертовна.  

Поведение юноши в этой ситуации выглядит, как настоящее подстрекательство, и он явно чувствует за собой вину. Однако пока этот парень, чьи действия, возможно, и спровоцировали конфликт, в картине преступления не фигурирует. А обвиняемая преподносит себя в героическом свете, будто и не была послушным орудием манипулятора. Вот только версии как-то разнятся – то Анна заявляет, будто Артём оскорблял её, то ее мать.

Примечательно, что на странице Анны в социальной сети уже больше двух месяцев продолжается переписка – одни пользователи проклинают ее, а другие, как это ни странно, оправдывают ее поступок, убежденные, что Артём сам виноват в случившемся. 

Не исключено, что эта трагедия стала результатом столкновения двух миров – цивилизованного, где конфликты решают словами, и дикарского, где царят звериные нравы и всегда готовы пролить кровь. 

Артём решил вступиться за младшего друга, и Лариса Альбертовна этим ничуть не удивлена – сын всегда считал, что младших нужно защищать. 

Артём. Фото из семейного архива

Солнечный мальчик

- У Артема столько было очень много приятелей, очень много друзей. Летом он постоянно пропадал на футбольном поле, зимой – на хоккейном корте. Он в принципе добродушный мальчишка был – и не потому, что он мой сын, а потому что о нём так отзываются. У него какую фотографию не возьми – он везде с улыбкой на губах. Везде! Он вот такой вот по жизни! – показывает Лариса Альбертовна снимки. - Артём когда-то создал «ВКонтакте» группу для общения, где были его одноклассники, друзья, друзья друзей. В соцсети он фигурировал как Артём Холод. И после гибели Артёма они переименовали ее в Family Holod в память о нем и все стали повально брать себе этот ник. 

О том, что её сына ранили, Лариса Альбертовна узнала от лучшего друга Артёма, который в тот момент тоже был у от Драмтеатра. 

- Он мне позвонил и прямо орал в трубку: «Тетя Лариса, у Артёма ножевое!». Он практически умер у него на руках… - рассказывает мать Артёма. 

Как рассказали Ларисе Альбертовне друзья сына, Анна подошла к ним и сообщила, что ударила его, и что ему нужна скорая. Следом из-за угла появился окровавленный Артём, упал, и пока все отвлеклись, она подошла к фонтану, ополоснула нож, и свернула во дворы на Кирова, где выбросила орудие убийства и пряталась от полиции. 

- Ну как можно сказать после этого, что она не отдавала отчет в своих действиях?! – возмущается мать погибшего юноши. - Она, возможно, не отдавала отчет последствиям. Сейчас ее адвокат говорит, что она – «местный Робин Гуд в юбке», боровшийся за справедливость, что мотивом преступления стало оскорбление, якобы мой сын назвал ее «шлюхой».

Не исключено, что оскорбление – плод больной фантазии, ведь свидетелей того, последнего разговора, просто нет, компания Артёма стояла в отдалении, и никто ничего не слышал. Но формулировка «убийство на почве личных неприязненных отношений на фоне внезапно возникшего конфликта» слишком удобна, чтобы не воспользоваться ею в материалах дела. 

А для Ларисы Альбертовны очень важно отстоять светлую память о своём сыне, которого необоснованно обвиняют в том, что он спровоцировал нападение.

Лариса Альбертовна

Огромная потеря

- Я каждые 5 дней езжу к сыну на могилу – ну это уже у нас так заведено, - рассказывает Лариса Альбертовна. 

Она до сих пор не может заставить себя говорить о своем сыне в прошедшем времени. Смерть Артёма стала ужасным ударом для всех его близких, друзей и даже не знавших юношу братчан. Славный мальчуган из любящей семьи, он мог бы прожить долгую счастливую жизнь. Но погиб так внезапно и нелепо…

- Муж безумно любил Артёма, проживал с ним каждый день, каждый час, помогал во всем, был рядом, растил, как родного сына (Лариса Альбертовна снова вышла замуж, когда младшему сыну было 4 года, мальчуган называл отчима «папой» - прим. ред.). И когда все это случилось – он просто сорвался, едва с ума не сошел, он просто криком кричал. Я боялась, что он шагнет с балкона… Муж очень сильно сдал, поседел, похудел сильно. Вот так поставит перед собой портрет – и плачет, а потом начинает кричать: «Иди и приведи мне ребенка, чтобы вечером он был дома!», - рассказывает Лариса Альбертовна. - Понимаете, наша трагедия… она все разрушила, абсолютно все! Страшно, очень страшно. Мало того, что потерю ребенка вообще тяжело пережить, а тут ты еще видишь, как на твоих глазах буквально чахнет старший сын, не может собраться, взять себя в руки, плачет, плачет - и я понимаю, что ему нужна моя помощь. Моя мама, которой 80 лет – постоянно с лекарствами возле нее. А отец Артёма превратился в тень… 

Друзья Артёма после трагедии собрались на месте убийства и превратили часть театральной площади в стихийный мемориал - туда несли цветы, игрушки, сладости. Ребята организовали сбор денег, чтобы помочь семье друга с похоронами.


- Это не аффект – просто в силу имеющегося у нее заболевания она не могла осознавать фактический характер своих действий, тяжесть преступления, - подчеркивает адвокат Илья Полосин. – Наша цель сейчас – предоставить следствию максимум информации, собрать всю переписку, переговоры и прочее, чтобы составить полную картину случившегося.  

В случае, если ее признают способной отвечать за свои действия, ей как несовершеннолетней грозит не более 10 лет лишения свободы. Частью 1 статьи 105 УК РФ предусмотрено наказание от 6-ти до 15 лет. Но ввиду того, что ей нет 18-ти, она ранее не судимая, первый раз привлекается, активно сотрудничает со следствием, дала признательные показания – получит лет 7-8 с возможностью условно-досрочного освобождения. В случае применения мер медицинского характера её будут каждый год обследовать и продлевать срок принудительного лечения. Выздоровеет – врач выйдет с ходатайством, его рассмотрят в присутствии адвоката и выпишут под амбулаторное наблюдение. Но ее не отпустят через год-два, поскольку понимают социальную опасность.  

Адвокат Илья Полосин

- Я не знаю, что лучше – колония или лечебница. Я бы хотела, чтобы она провела за решеткой остаток жизни. - говорит Лариса Альбертовна. - Но я знаю, что она строит планы на будущее: выйду, начну всё с чистого листа, устроюсь на работу. А у моего сына планов больше нет...

Артём. Фото из семейного архива

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: