Злые языки утверждают, что в России, мол, начать свой бизнес сложно из-за бюрократических проволочек. Говорят о том, что на открытие любого мало–мальски серьёзного предприятия уходят годы. Сегодня мы докажем, что это вовсе не так, а заодно попытаемся понять, отчего вдруг появляются такие замечательные исключения из правил. Приготовьтесь, настало время удивительных историй.
Итак, жил-был и есть индивидуальный предприниматель Эдуард Макаров (ИП Макаров). И решил он однажды построить патологоанатомический комплекс или, попросту, морг. Ну, бывает так – сидит человек, смотрит телевизор или пьёт чай, а потом думает: а дай-ка я морг построю! Поднимается и идёт оформлять документы. А чего тянуть?
Впрочем, обратимся к хронологии.
14 февраля 2014 г. выходит постановление администрации Братска №402, согласно которому ИП Макаров предоставляется в аренду земельный участок на ул. Курчатова, «западнее территории ОГБУЗ «Братская городская больница №5» сроком на 10 лет для строительства патологоанатомического центра.
18 февраля 2014 г. с администрацией города заключается соответствующий договор аренды.
7 марта 2014 г. ИП Макаров заключает с Министерством здравоохранения Иркутской области соглашение №54-57-2/2, согласно которому ИП Макаров обязуется организовать на территории Братска и Братского района оказание комплекса ритуальных услуг по санитарной и косметической обработке тел умерших, предоставляемых населению на возмездной основе.
12 мая 2014 г. администрация Братска выдает разрешение на строительство на этой территории здания.
27 октября 2014 г. Эдуарду Макарову выдается первое свидетельство о госрегистрации права. Потом будет выдано ещё одно.
2 февраля 2015 г. С ИП Макаров заключен муниципальный контракт на оказание услуг по подбору и доставке тел умерших (погибших) в службу медицинской экспертизы. Цена контракта - 480 504 рубля 10 копеек. Стоимость услуги по транспортировке одного умершего составляет 1985 руб. 55 коп. (правда, в контракте почему-то указан морг поселка Строитель).
15 апреля 2015 г. между ИП Макаров и ГБУЗ «Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» заключен договор безвозмездного пользования нежилым помещением (по договору бюро должно оплачивать только коммунальные расходы). К слову, договор действует с 14 апреля 2015 г. по 31 декабря 2015 г.
Ну, что? Съели? В какой еще стране мира от времени выдачи разрешения на строительство здания до регистрации права собственности (а его же ещё построить нужно, потом необходимо пройти государственную экспертизу, которая обязательна для здания площадью свыше 1 500 кв. метров, а площадь нового морга 1 604, 7 кв. метра) проходит 5 месяцев? Как успел? Но, правда, остались такие небольшие частности, в сущности, мелочи, которые всю эту благостную картину портят. Прям, очерняют, да так, что не отмоешь.
Эскиз патологоанатомического центра в 22 микрорайоне
Начнем с того, что индивидуальный предприниматель Эдуард Макаров - не сумасшедший, чтобы, не взвесив будущую выгоду, взять кредит в несколько десятков миллионов рублей и построить здание для государственной службы. Да, это важно - здание Макаров построил на свои деньги. Тоже, кстати, лучезарный пример партнерства государства и бизнеса – его бы приводить всем врагам. Но о том, что мешает это сделать – чуть позже.
Патологоанатомический комплекс когда-то давно планировалось разместить именно в том месте, где и затеял стройку Макаров. Не случайно это здание находится рядом с больницей. Патанатомия изучает различные патологические процессы, происходящие в организме человека при нарушении нормальных физиологических функций, при повреждениях и в результате заболеваний. То есть, это наука. А судебно-медицинская экспертиза устанавливает причину смерти. Это тоже наука, но поинтересней. Государство к смерти своих граждан всегда относится с логичным подозрением, и поэтому все люди, которые умерли за пределами больницы (не под наблюдением врачей) проходят через руки судебно-медицинских экспертов. Логично задать вопрос – а много ли людей в Братске и районе умирает в больницах? Нет. Немного. В разные годы количество «больничных» трупов колеблется около цифры 700. А вот на улицах, в авариях, дома, на производстве и где угодно ежегодно умирает около 2 500 человек. То есть, невыгодная наука патанатомия, получается. Судебно-медицинская экспертиза выгодней. Благо, в этом же здании ИП Макаров будут находиться индивидуальные предприниматели, которые намерены оказывать ритуальные услуги населению. Напомним, судмедэксперты работают за зарплату – экспертиза бесплатна. Население платит только за некоторые косметические процедуры.
Впрочем, насколько выгодны эти процедуры? Минимальная плата при выдаче тела из морга - 5 000 рублей (мы уже не берем остальные траты на погребение). Путем нехитрой арифметической операции узнаем, что годовой оборот (не считая налоги и прочее) предприятия, которое будет выдавать трупы из здания судмедэкспертизы, составит 12 500 000 рублей. По слухам, ИП Макаров собирался поднять стоимость услуг в два раза. То есть 12 с половиной миллионов рублей смело умножайте на два. Мы, конечно же, этим слухам не вери. Хотя если бы ИП Макаров это и сделал – никто не пикнул бы. Почему? Читайте дальше.
Проблема в том, что у судмедэкспертов уже есть здание в поселке Строитель. И нужно их как-то переселить в этот новый «макаровский» морг, а тут еще незадача для ИП Макаров – старый-то морг работает вполне себе нормально. И, как назло, одно из официальных лиц из областного министерства накануне всех этих событий очень даже хвалило и работников, и само здание. И причин для переезда в здание, возведенное ИП Макаров у госучреждения нет!
Старое здание судебно-медицинской экспертизы в Братске, поселок Строитель
Но тут происходит удивительное. Министерство здравоохранения Иркутской области в приказном порядке требует, чтобы ГБУЗ «Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» срочно переехало в новое здание. То же самое официальное лицо из министерства заявляет, что морг в Строителе теперь находится в отвратительном состоянии.
Странная спешка с переездом? И главное, министерство своих денег в строительство не вкладывало, и никаких (официальных, конечно же) обязательств перед ИП Макаров не имеет - а тут, прям, «переселяйтесь немедленно или вас всех уволят»! Евгения Ванина – заведующего братским бюро судмедэкспертизы - отправляют в длительную командировку, потом - в отпуск, и всё это время в бюро «хозяйствуют» разные (к слову, тоже командированные) временно исполняющие обязанности. Один из них заявляет напрямую, что если ему удастся сломить коллектив, он получит «приз» - станет начальником братского бюро. Начинается, ни много ни мало, «война моргов». Для начала Эдуард Макаров угрожает Евгению Ванину физической расправой (соответствующее заявление Ванин передает в Следственный комитет, сейчас по нему идет расследование).
Удивительно, но 2 сентября 2015 года Эдуарду Макарову выдается повторное свидетельство о регистрации права (ну, допустим, бывает – потерял старое свидетельство, вы своё свидетельство о праве на квартиру, наверняка, постоянно с собой носите – тоже можете потерять), но там объект - «Патологоанатомический центр. Здание судебно-медицинской экспертизы». Поднимитесь по тексту наверх, посмотрите под строительство чего именно администрация Братска давала землю в аренду.
После окончания строительства 10 июня Роспотребнадзор регистрирует в новом здании значительное превышение опаснейшего газа - радона. После приезда нужного человека из Министерства газ из помещения исчезает, и 24 июня Роспотребнадзор даёт уже положительное заключение. 9 октября 2015 года морг в поселке Строитель отключают от электричества, прекращают работу холодильники, но позже электроэнергию вновь подают... В конце концов, судмедэкспертам дают срок для переезда до 5 ноября (этого года), а иначе они будут уволены. И, к слову, юристы – специалисты по Трудовому кодексу - говорят, что такой исход вполне вероятен.
Строительство патологоанатомического центра в завершающей стадии
То есть, оцените – министерство здравоохранения готово уволить в Братске, где и безработную медсестру не найти, квалифицированных судмедэкспертов. Фактически, обезглавить город в сфере, где их работа требуется ежедневно (не только мертвым, но и живым – пострадавшим в той или иной ситуации и, соответственно, правоохранительным органам), только ради того, чтобы угодить индивидуальному предпринимателю Эдуарду Макарову! Какая забота государства! Осталось только эксперимент провести – подойти к любому контейнеру на городском рынке (там тоже трудится «индивидуальный предприниматель») и спросить: «Готово ли министерство, в его случае, торговли, биться за интересы этого ИП прямо вот в кровь?». Как спросите, советую – бегите с рынка, а то ваше лицо запомнят, и когда вы придете, весь рынок будет над вами смеяться в голос.
Разгадка проявления такой отеческой заботы кроется в официальном заявлении Федеральной антимонопольной службы, которая признала, что действия Минздрава и индивидуального предпринимателя Эдуарда Макарова нарушают закон «О защите конкуренции». Бизнесмен Макаров постройкой здания морга создал, по сути, монополию в области ритуальных услуг по санитарной и косметической обработке умерших. Другими словами - не отказал себе в удовольствии стать главным и единственным на этом рынке, и диктовать (потребителям своей услуги, в первую очередь, то есть простым братчанам) любую цену. Вот откуда растет партнерство бизнеса и власти! Проверка началась после обращения в УФАС представителей братских ритуальных агентств.
А что, собственно, не понравилось судмедэкспертам? Дело в том, что в договоре между ИП Макаров и ГБУЗ «Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» прописано право Макарова присутствовать в любое время суток в любом помещении. Хотя, согласно закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», при производстве экспертизы могут присутствовать только те участники процесса, которым это право предоставлено процессуальным законодательством РФ.
И, кстати, вернемся к праву собственности на здание. Оно принадлежит ИП Макаров и находится в ипотеке (да, бывает и на морг ипотека), то есть в случае каких-то непредвиденных ситуаций - в лучшем случае, у Эдуарда Макарова просто не будет средств для выплаты взноса по ипотеке – здание будет изъято банком. Ну, или Макаров может, допустим, закапризничать и сказать, что не хочет больше моргом заниматься, а хочет это здание сделать складом. Впрочем, склад не очень выгоден, лучше арендную плату с ГБУЗ «Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» брать. И ведь будут платить – куда денутся? Мы, конечно, можем только догадываться, но если никаких выводов сделано не будет, то и такой исход вполне вероятен. И почему-то нам кажется, что и в этом случае министерство бросит все силы на защиту Макарова.