Уголовное дело, возбужденное против акушера-гинеколога Перинатального центра Братска Татьяны Гранитовны Кузьменко, по факту трагедии в семье Павла и Юлии Богдановых в апреле 2020 года, передано для рассмотрения в суд. Об этом сообщает информационное агентство «ТК Город» со ссылкой на данные картотеки суда.
Напомним, 16 апреля 2020 года в Перинатальном центре Братска в результате сложных родов у супругов Богдановых появилась на свет дочь Мила. Малышка родилась с тяжелейшей гипоксией – на протяжении 1 часа и 43 минут она фактически была лишена кислорода, и это привело к необратимым поражениям центральной нервной системы. Несмотря на все усилия реаниматологов, девочка скончалась через 40 дней. Младенец был доношенным и, по данным предварительных исследований, здоровым.
Во время родов у матери произошел разрыв матки, который диагностировали с огромным опозданием. Более 10 часов у Юлии продолжалось внутриутробное кровотечение. Кровопотеря была критической, медики приняли решение об экстренной операции по удалению матки, во время которой произошла клиническая смерть. Однако жизнь Юлии все-таки удалось спасти. Тем не менее, ее здоровью был нанесен непоправимый вред.
По мнению Павла и Юлии Богдановых, причиной трагедии стали применение медиками запрещенного в России метода выдавливания младенца из утробы матери (метода Кристеллера), необоснованное применение эпидуральной анестезии, а также ряд других врачебных ошибок. Они обратились с заявлением в Следственный комитет РФ, попросив привлечь принимавшего роды врача Татьяну Кузьменко к ответственности.
Проведенные Росздравнадзором и Минздравом региона проверки показали, что акушер-гинеколог Татьяна Кузьменко, которая руководила бригадой, принимавшей роды, допустила множество нарушений порядка оказания медицинской помощи.
В конце мая следственный отдел по Братску СУ СК РФ по Иркутской области возбудил уголовное дело по факту гибели новорожденного ребенка по части 2 статьи 109 УК РФ «Причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей», по которому Татьяна Кузьменко изначально проходила свидетелем.
Проведенная в Санкт-Петербурге судебно-медицинская экспертиза выявила прямую связь между действиями акушера и разрывом матки, в результате которого едва не погибла Юлия Богданова. Было установлено, что причиной тяжелейшей травмы стало насильственное «растуживание» роженицы на фоне слабой родовой деятельности.
«Своевременно выполненное кесарево сечение на этапе диагностики угрожающего разрыва матки, позволило бы предотвратить свершившийся разрыв матки, тяжелую гипоксию плода, массивную кровопотерю, клиническую смерть Богдановой Ю.В. и удаление матки», - сказано было в заключении судмедэкспертов.
Татьяне Кузьменко было предъявлено обвинение по более тяжкой статье: «Халатность, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью». Однако прямой связи между врачебными манипуляциями и смертью младенца тогда установлено не было.
Повторная судебно-медицинская экспертиза, назначенная по ходатайству следователя СК РФ, показала, что прямая связь между действиями врача и тяжелейшими травмами, полученными во время родов матерью и новорожденным ребенком, все-таки имеется.
К сожалению, формулировка статьи «Халатность» не учитывает случаи, подобные тому, что произошел при родах с Юлией Богдановой. Поэтому пришлось вновь изменить обвинение, вернувшись к статье 109 УК РФ и добавив к ней обвинение в причинении смерти ребенку.
17 октября Татьяне Кузьменко было предъявлено окончательное обвинение перед передачей материалов следствия в суд. Ее привлекут к ответственности по двум статьям Уголовного кодекса РФ: «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей» (часть 2 статьи 109 УК РФ) и «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей» (часть 2 статьи 118 УК РФ).
28 октября первый заместитель руководителя Следственного управления СК РФ по Иркутской области Дмитрий Вастьянов направил министру здравоохранения региона Якову Сандакову официальное письмо, в котором проинформировал главу Минздрава о том, что Татьяну Кузьменко обвиняют в двух уголовных преступлениях, что по заключению судмедэкспертизы она допустила целый ряд серьезнейших нарушений, однако, несмотря на это, продолжает работать и принимать роды.
"Органом предварительного следствия достоверно установлено, что Кузьменко Т.Г. применяла запрещенный на территории Российской Федерации метод Kristeller", - сказано в письме Дмитрия Вастьянова (копия письма имеется в распоряжении редакции).
Очевидно, письмо, направленное министру "для сведения и принятия решения в пределах полномочий", никак не отразилось на ситуации. Напомним, в феврале 2021 года Яков Сандаков встречался с супругами Богдановыми, после чего Татьяна Кузьменко была отстранена от работы. Но ненадолго.
Санкция статьи 109 предусматривает наказание вплоть до 3 лет лишения свободы, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Санкция статьи 118 УК РФ предусматривает ограничение свободы на срок до четырех лет, либо принудительные работы на срок до одного года, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
По версии следствия, будучи опытным специалистом (стаж ее работы в роддоме - более 30 лет) Татьяна Кузьменко могла и обязана была вовремя оценить уровень риска для жизни матери и ребенка и провести кесарево сечение (по заключению судмедэкспертов, никаких объективных препятствий для операции не было), но, проявив преступную небрежность, этого не сделала.