- Видите, что запенено. Вот это такая сгнившая была щель – мы её запенили. И всё, что там запенено – это всё щели, на улицу которые выходят, - рассказывает Светлана Ерыгина, жительница дома №4 по улице Чехова.
Впрочем, пена не особо помогает - в туалете всё равно холодно. Брус в этом доме на Чехова прогнил настолько, что соседи уже скоро смогут разговаривать друг с другом сквозь стены.
- Там сантиметров на десять нету вообще бруса! Соседки нету, она бы вам показала – можно с ней переговариваться рукой. Просто здороваться через руку. У неё то же самое с другой стороны, - говорит Светлана Ерыгина.
Дом №4 по улице Чехова был построен ещё в 50-х годах прошлого века. По всем нормативам, двухэтажка давно своё отслужила. А сейчас потихоньку проваливается в яму. Вот красноречивое тому свидетельство: скошенные дверные косяки да почти провалившийся к соседям снизу унитаз в квартире второго этажа. Практически в каждой квартире мебель стоит на специальных деревянных подставках – в противном случае шкафы просто попадают на своих владельцев. Но это не предел. Изо всех щелей дома дует так, что некоторые жильцы предпочитают по квартире особо не передвигаться.
- Холодно! Я вообще из-под одеяла не вылезаю. У нас такого никогда, ни одного года не было! - говорит Валентина Богатырь, жительница дома №4 по улице Чехова.
В управляющей компании говорят, серьёзный ремонт в доме на Чехова делать бесполезно. Жильцам необходимо предоставить квартиры по программе переселения.
- Основная проблема в этом доме заключается в том, что там все перекрытия провалены. И в рамках текущего ремонта их невозможно сделать. Нужно проводить капитальный ремонт, но это бессмысленно – слишком большие затраты: финансовые и трудовые, - говорит Александр Юдилевич, генеральный директор УК «Гидростроитель».
И таких домов, как этот, на Чехова, в Братске - десятки. Внимание на это обратил Фонд капремонта. Специалисты регионального оператора недавно посчитали и выяснили, что в нашем городе жильцы 267 домов фактически за капремонт платить не должны. Условия, в которых они живут, настолько плачевные и не подлежащие исправлению, что собирать с них деньги - просто за гранью добра и зла.
- Непонятно, каким образом эти дома вместо программы переселения жителей оказались в программе капремонта. Ремонтировать такие дома (в основном, брусовые и щитовые) невозможно. Они никогда не будут отремонтированы, поэтому надо признавать их аварийными, недопустимо начислять людям плату за капремонт и пени за просрочку платежей, - заявил Денис Быков, генеральный директор Фонда капремонта МКД Иркутской области (из пресс-релиза Фонда капремонта).
Однако сам фонд не может инициировать процедуру признания домов аварийными. Это должны делать собственники жилья, надзорные органы и муниципальная власть. Светлана Ерыгина рассказывает, что она и её соседи и рады бы пригласить комиссию чиновников, чтобы те признали дом аварийным. Но возникли финансовые трудности – чтобы провести необходимую экспертизу, нужно 30 тысяч рублей. Собрать такие деньги в одноподъездном доме, где живут одни пенсионеры, почти нереально. Впрочем, в том, что местные чиновники будут признавать дом аварийным, жильцы тоже сомневаются – госпрограмма переселения граждан из аварийных домов в Братске и так буксует. Между тем, капремонт этого дома запланирован лишь через 10 лет. Жители абсолютно уверены: столько их дом не простоит.
- Я думаю, что он обязательно не доживёт. Вот начнётся весна, половодье начнётся, и опять начнёт у нас всё гнить, - говорит Светлана Ерыгина. - Дом когда провалится, ничего хорошего от этого не будет. Лопнут трубы, побежит горячая вода. И холодная вода. Ничего хорошего не будет.