Интервью с Николаем Труфановым

18 мая 2016 г. 12:37 7851



7 марта 2000 года было принято постановление Правительства РФ №198 «О концепции государственной поддержки экономического и социального раз­вития районов Севера». Развитием концепции стала ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕ­ВАЯ ПРОГРАММА «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА». Общий плановый объем финансирования программы — 3 566 947,63 млн руб. Есть и другие федеральные программы, которые посвящены именно развитию Севера. И все же сегодня мы слышим много разговоров о том, что надо принять еще одну программу развития севера Иркутской об­ласти, которая поможет решить наши проблемы. Звучит красиво, но знающий человек сразу спросит: а будет ли эффективно работать новая программа, рас­считанная всего лишь на один регион, если уже есть несколько действующих федеральных программ? Не дурят ли голову жителям наших северных райо­нов? Ведь любую программу мало принять, надо ещё её выполнить. Николай Труфанов предвыборную программу формировал дважды, в 2008-м и 2013 годах. Программа 2008 года выполнена полностью, в значительной степени выполне­на и программа 2013 года. Из общего перечня наказов избирателей по ВСЕМ северным районам Иркутской области больше половины новых объектов по­явилось именно в тех районах, чьи интересы защищает Труфанов. Факт! Как ему это удается, и чего северянам ждать в случае избрания Николая Степановича депутатом Государственной Думы?

За 30 лет работы на Севере я научился ценить правду. В том числе, и в политике. Поэтому никогда не обещал своим зем­лякам того, что сделать нельзя. Нельзя рассказывать северянам красивые сказки. Я не понимаю тех людей, кто перечисля­ет наши проблемы и говорит: «Добьемся выделения федеральных средств и ре­шим». Это какая-то дежурная фраза, иду­щая то ли от незнания, то ли от желания понравиться людям любой ценой. Мне в таких случаях всегда хочется спросить: а как именно мы получим федеральные деньги? Конкретно?

Я четко понимаю, что у всех нас одна цель: добиться того, чтобы в северных районах люди жили комфортно и виде­ли перспективу. Чтобы к нам приезжали молодые специалисты и гордились тем, что работают на Севере. Вспомним со­ветский период — Братскую ГЭС по­строили, УИЛПК запустили, проложи­ли БАМ, Осетровский транспортный узел переваливал грузы со всего мира! В то время был государственный подход к освоению Севера, к нам относились со­вершенно иначе. Сегодня президент и Правительство РФ снова берут курс на возрождение Севера, и наша главная за­дача — в полной мере вернуть государ­ственное отношение к северным районам и северянам.

Безусловно, системное освоение Се­вера требует государственной поддерж­ки. Ни областной бюджет, ни бюджеты городов и районов не могут сегодня ре­шить наши проблемы. А значит, главная задача, которую нужно решать именно на уровне Москвы — это наполнение местных бюджетов. В феврале 2016 года на съезде партии «Единая Россия» в Мо­скве я представлял интересы Иркутской области как руководитель приемной Д.А. Медведева. И мы уже поставили во­прос о необходимости внесения измене­ний в Бюджетный кодекс РФ с тем, чтобы скорректировать межбюджетные транс­ферты, помочь местным бюджетам. К примеру, отчисления от налога на добычу полезных ископаемых — НДПИ - могут поддержать бюджеты Бодайбинского, Усть-Кутского, Нижнеилимского, Ки­ренского и Катангского районов, при определенных условиях — и Мамско-Чуйского. Возвращаясь к съезду, скажу, что обозначенный нами вопрос встретил понимание со стороны председателя партии «Единая Россия», премьер-ми­нистра РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, и я думаю, что мы работу в этом направлении продолжим.

— То есть, мы, в принципе, можем уйти от федеральных дотаций?

— Нет, трансферты из федерального бюджета нам нужны. Нам опять же го­ворят, что мы «должны забрать все свои налоги из федерации, и решить свои про­блемы сами». Это откровенная демаго­гия! Как бы то ни было, Иркутская область и наши северные районы – это неотъем­лемая часть России, и мы должны решать две задачи: развивая инфраструктуру и экономику Севера, усиливать и укреплять государство в целом, поддерживать курс президента Владимира Владимировича Путина. Надо продолжать строитель­ство федеральной трассы «Вилюй», на­пример. В рамках этого проекта идет ре­конструкция дорог «Тайшет-Братск», «Братск-Железногорск-Усть-Кут» и я в Законодательном собрании этот вопрос поддерживаю. Но, вместе с тем, мы не должны критично зависеть от до­таций. Если мы изменим систему меж­бюджетных трансфертов и начнем полу­чать из федерации не просто дотации, а целевые средства на реализацию кон­кретных проектов в сфере экономики и промышленности, то область и северные районы сами по себе будут зарабатывать больше, появятся рабочие места. Это нам по силам, есть опыт создания новых про­изводств именно на Севере! Запустили завод в Киренске, два завода в Казачин­ско-Ленском районе, завод-миллионник в Усть-Куте. Ясно вижу, что новые про­изводства можно запустить в Чунском районе, Усть-Илимске. На съезде в Москве мы уже обсудили финансирова­ние создания нового завода компании «Фармасин­тез» в Братске, сделаны первые шаги по развитию глубокой нефтепереработки в Усть-Куте. Уже проработан серьезный проект освоения месторождения калий­ных солей в Катангском районе.

Если мы эти проекты реализуем при целевой федеральной поддержке, то внутри области будем получать больше доходов и смо­жем пополнять бюджет страны с гораздо меньшей нагрузкой на местные бюджеты! Ну, а если в местных бюджетах появятся дополнительные средства, тогда их мож­но будет направлять и на социальные объекты и на внутрирайонные дороги. И даже на районные надбавки к заработной плате! То есть, я считаю принципиально важным добиться того, чтобы на местах была экономическая самостоятельность, и мы здесь у себя имели резерв, чтобы от­ремонтировать школу или больницу. Эту самостоятельность мы получим только в случае, если будем развивать произ­водство здесь, у нас, на Севере! Сюда же можно и нужно добавить необходимость создания благоприятного налогового ре­жима и инвестиционной привлекатель­ности наших районов. Сегодня уже при­нято федеральное решение о создании территории опережающего развития в г. Усолье-Сибирское. Это стало способом решения проблем моногорода, которым Усолье-Сибирское является. У нас тоже есть моногорода: Усть-Илимск, Желез­ногорск, хотя я бы говорил о монорай­онах, ведь Усть-Илимский, Чунский районы зависят от лесопереработки, как и леспромхозовские поселки Братского и Киренского районов, Бодайбинский — от золотодобычи, Мамско-Чуйский рай­он был ориентирован на добычу слюды. Поэтому мы должны поддержать весь север области, а это можно сделать, создав у нас особую эконо­мическую зону с налоговыми льготами, упрощенными режимами запуска новых производств, механизмами модерниза­ции уже работающих предприятий.

— В нехватку бюджетных средств у нас упирается всё. Особенно пере­селение из ветхого и аварийного жилья. Как можно решить эту про­блему?

— Это вообще целый комплекс про­блем. У нас на Севере можно говорить о том, что жилой фонд изношен примерно на 70%. Это очень много. А, главное, мы не можем себе позволить, чтобы люди го­дами ждали нового жилья. У нас в округе мы построили новое жилье в Качугском районе, Казачинско-Ленском районе (район БАМа), Бодайбинском районе. Совсем недавно сдан новый дом в Усть-Куте, а всего в городе только в 2016 году планируется сдать 300 новых квартир. В одном только Мамско-Чуйском районе на расселение п. Согдиондон предусмо­трено 205,9 млн рублей, посёлок Горная Чуя получил 190 млн рублей! Но этого все равно мало, строить нужно больше.

Надо продолжить работу федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммуналь­ного хозяйства», предусмотрев в нем объ­ективную стоимость квадратного метра жилья, возводимого в северных районах. Не секрет, что у нас все стройматериалы дороже просто потому, что их на Север надо еще завезти. В том же Бодайбо в 2015 году официально установленная стоимость квадратного метра жилья со­ставляла 30 350 рублей. Сегодня мы по­нимаем, что финансирование строитель­ства нового жилья надо предусматривать из расчета примерно 45 000 рублей за квадратный метр.

И, естественно, ну­жен контроль, потому что новое жилье, которое у нас строится, часто вызывает нарекания. Иногда смещаются сроки, как, например, в Братске, когда вопрос освоения выделенных средств оказался на контроле лично у председателя Прави­тельства области. Часто в подобных слу­чаях виноваты подрядчики. Их недочеты активно выявляют представители Обще­российского народного фронта. Тут нам тоже нужны не воздушные замки, а изме­нения в конкретных федеральных законах, в частности, в Федеральном законе №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере за­купок товаров, работ, услуг для обеспече­ния государственных и муниципальных нужд». Сейчас получить госзаказ может фирма, которая в принципе его выпол­нить не может. А потом появляются под­рядчики, субподрядчики, деньги тратят­ся, люди страдают, а дальше... тишина! Эту ситуацию можно устранить только на федеральном уровне, и я обещаю, что сделаю все возможное в данном направ­лении.

Изменений требуют и нормы законо­дательства, которые определяют порядок ремонта многоквартирных домов. Это Жилищный кодекс РФ и еще несколь­ко документов. Понятно, что наши дома нужно ремонтировать. Но я знаю, что большинство северян выступают за то, чтобы средства на ремонт находились не в общем фонде, а в распоряжении, как минимум, конкретного дома. Такая воз­можность в законе есть, нужно упростить механизм применения и расширить си­стему льгот для тех людей, кто нуждается в социальной поддержке, предусмотрев дополнительную поддержку именно жи­телей северных районов и приравненных к ним местностей.

Всё, о чем мы говорили только что — проблемы ЖКХ. Они мне очень хорошо знакомы и, конечно же, я буду делать всё, чтобы их решать на уровне федерации.

Другой отдельный блок — транс­портная инфраструктура Севера. Не до­роги или аэропорты в отдельности, а именно транспортная инфраструктура. Сюда же надо добавить водный транс­порт и железнодорожное сообщение. Всё это тоже очень близкая мне тема.

Мы добились уже выделения средств на серьезную реконструкцию дорог «Так­симо-Бодайбо» (объем финансиро­вания — 1 млрд рублей), Краснояро­во-Небель (800 млн рублей), ряда внутрирайонных дорог, но это — капля в море северного бездорожья.

Средства на дороги должны идти из дорожных фондов. Их у нас много. С 2011 года рабо­тает Федеральный дорожный фонд, есть областной дорожный фонд, муниципаль­ные дорожные фонды. Можно придумать еще какой-нибудь фонд, смеха ради, но беда в том, что уже созданные не наполняются деньгами в нужном объ­еме. Что делать? А нужно внимательно посмотреть на источники и механизмы наполнения дорожных фондов, которые определены несколькими федеральными законами. Вот их-то и надо изменить, учитывая, что строительство 1 киломе­тра дороги на севере стоит гораздо доро­же, чем в центре и на юге.

Очевидно, что если на реконструкцию участков дороги «Тулун-Братск» мы получили сред­ства федерального бюджета, поскольку это часть федеральной трассы «Вилюй», то на ремонт дороги «Братск-Усть-Илимск» денег мы можем ждать очень долго. Те­кущую реконструкцию мы финансируем из областного бюджета в соответствии с законом 131-ФЗ. Правильнее будет на­полнить дорожные фонды Братского и Усть-Илимского районов, наполнить адресно, как это предлагает президент России В.В. Путин, и профинансиро­вать реконструкцию из двух дорожных фондов.

Есть и второй вариант: увязать Усть-Илимск в общую транспортную систему освоения Непского месторожде­ния калийных солей (проект федерально­го уровня), тогда реконструкция дороги может войти именно в этот проект. По аналогии со строительством моста через реку Витим в рамках освоения место­рождения Сухой Лог. Дополнительные средства нужны и дорожному фонду Чунского района. Сейчас реконструк­ция дороги «Тайшет-Чуна-Братск» (в 2016 г. будет продолжено строительство на участке от 117-го до 155 км) ведётся за счет средств области. Районные дорож­ные фонды при сегодняшнем положении дел наполняются слабо, а поддержка из области выделяется в виде бюджетных кредитов. Братск уже подал заявку на 100 млн рублей, но, повторюсь, это кредит, его придется возвращать. Я убежден, что деньги должны быть именно в местных фондах! К слову, увеличения требует и областной дорожный фонд. Сегодня его размер — 7,1 млрд рублей. Стоимость строительства одного километра дороги у нас колеблется от 8-ми до 150 млн рублей. При максимальной цене денег хватит на 47 километров новой дороги!

Вот уже не один год я занимаюсь проблемами авиасообщения в северных районах Иркутской области. Сейчас для Катангского или Мамско-Чуйского рай­онов самолет гораздо важнее, чем доро­ги, он просто незаменим. В этих районах поддерживаем работу аэропортов, не­сколько раз возникала угроза их закры­тия. Удалось включить в Федеральную целевую программу «Развитие транспорт­ной системы России на 2010-2020 годы» (подпрограмма «Гражданская авиация») реконструкцию аэропортовых комплек­сов городов Бодайбо (2016-2018 годы), Усть-Кута (2016-2018 годы), Киренска (2017-2019 годы), Братска (2013-2016 годы). Но сегодня мы узнаём о том, что возникли проблемы с авиаперелётами в Усть-Илимск, с. Казачинское, Желез­ногорск-Илимский и Нижнеудинск. Что это означает? Это значит, что у нас все аэ­ропорты выживают, каждый сам по себе.

Вот тут однозначно нужна государствен­ная поддержка, но абстрактно, «на авиа­перелёты» федерация денег не даст. Да и внутриобластные маршруты никогда из Москвы не субсидировались, эту нагрузку нес на себе областной бюджет в сответствии с за­коном №131-ФЗ. Поэтому нужно системное решение, над которым мы уже работали: создание казенного авиапредприятия, которое объединило бы все аэродромы Иркутской области на базе аэропорта Иркутска. Это решение поддерживает и губернатор области Сергей Георгие­вич Левченко. Проект при надлежащем лоббировании в Москве может финан­сироваться в рамках той же программы «Развитие транспортной системы Рос­сии». Наработки есть. В рамках единого авиапредприятия мы сможем достойно отстроить аэропорт Усть-Илимска. Я от­лично помню, какой это был красавец в ещё недавнее время после реконструкции 1993-1997 годов, оттого вдвойне больно за то, как его разграбили. Наведём поря­док в правовом статусе аэропорта Желез­ногорска. Нам жизненно необходима единая, четкая система!

Реконструируем взлетно-посадочные полосы, системы аэронавигации — по­явится возможность эксплуатировать на северных линиях современные само­леты. Но главное, мы снизим издержки авиакомпаний, стабилизируем цены на авиабилеты. Почему сегодня наши севе­ряне не могут вылететь на отдых в Сочи, Крым? Нет федеральной субсидии? На первый взгляд, да, но субсидии нет именно из-за неразви­тости нашей системы авиасообщения. И пока мы не поддержим наши аэропорты, ситуация не изменится. Я это прекрас­но понимаю и знаю, как нам решить эту проблему в принципе.

Одновременно нужно поддержать и водный транспорт. Мы сегодня на севере практически не имеем пассажирских пере­возок по воде. Да, маршруты по северным рекам сезонные, но они востребованы. В Бодайбо, на Маме, в Киренске... Рань­ше на пассажирском теплоходе можно было добраться от Усть-Кута до Якутска! Сейчас мы силами Верхнеленского речного пароходства поддерживаем несколько паромных переправ и пасса­жирских маршрутов, чтобы они стали продолжением дороги. Делаем это абсо­лютно в убыток, без каких-либо субсидий и дотаций. Просто потому, что людям это нужно. Об этих проблемах у нас го­ворить как-то не принято, но тут меры нужны те же, что и с авиатранспортом.

Вообще, если мы хотим говорить о какой-то перспективе Севера, нам нуж­на комплексно развитая транспортная инфраструктура! И дороги, и аэропор­ты, и порты, и железнодорожные вок­залы, и билеты по человеческим ценам! Для Братска, Чуны, Железногорска, Усть-Кута и Усть-Илимска очень важна эффективная работа железной дороги как альтернативы авиасообщению. Осо­бенно остро стоит этот вопрос для Усть- Илимска. Здесь нужно взаимодействие на федеральном уровне с руководством РЖД для развития сквозного сообщения от Усть-Илимска на запад России. Мы сегодня ведём активный диалог с руко­водством ВСЖД, понимаем друг друга как транспортники (совсем недавно, на­пример, я договорился о безвозмездной передаче ведомственного детского сада №122 Усть-Кутскому району), продол­жим диалог и в Москве.

— Мы много говорим об эко­номике и транспорте. А как можно поддержать социальную сферу се­верных районов?

— Всё, о чем мы говорили, по сути, направлено именно на поддержку соци­альной сферы. Какое мы имеем право обещать врачам, учителям, воспитателям в детском саду какие-либо надбавки или льготы, если не понимаем, откуда взять на это деньги?! Я, прежде всего, веду речь о том, что мы на Севере должны наполнить местные бюджеты. Сейчас получается так: федерация ставит за­дачу поднять заработную плату учите­лям, и это правильная задача. Местный бюджет ищет деньги, с трудом находит, а когда наступает время поднимать зар­плату медикам — денег нет вообще. Да, мы можем просить, получать дотации и на какое-то время решать вопрос. Потом - всё сначала. Я вижу возможность решить вопрос системно, так, чтобы мы не ис­кали каждый раз средства. До бесконеч­ности перекладывать ответственность на федеральный центр и ничего не делать мы не можем.

Однако есть вопрос, который надо решать экстренно: МРОТ и северные надбавки. Нам говорят, что они исчез­ли, обесценились, только это не совсем так. Я серьезно изучал вопрос, и выяс­нилось, что, фактически, у нас северные надбавки включают в МРОТ. Они не исчезли. В Трудовом кодексе РФ есть неточные формулировки, которые позво­ляют начислять надбавку внутри МРОТ. Вот и получается, что у наших северян плюс-минус 5000 рублей «сдувает» неточность в законодательстве, которую работодатели толкуют в свою пользу. На уровне областного законотворчества мне уже приходилось конкретизировать неоднозначные законы, буду стараться сделать это и на федеральном уровне. Хотя надбавки мало выплачивать, их надо увеличивать. Я уже говорил о том, что часть федеральных средств можно целевым образом направлять на разви­тие промышленности. Таким же обра­зом можно вести в федерации диалог о поддержке областного бюджета в части адресных надбавок для работников бюд­жетной сферы северных районов.

Отдельная тема: поддержка пенсио­неров и молодежи. О размерах пенсий, вообще методике их начисления меня часто спрашивают на встречах. При об­щей системе пенсионных начислений у нас многие северяне получают по 7000 рублей в месяц. Вычтем расходы на ком­муналку, лекарства - что останется? По-хорошему, следовало бы добиваться пере­смотра системы пенсионных отчислений с поправкой на северный коэффициент. Но если не брать в расчет Север, менять уже работающую систему очень сложно и не всегда целесообразно. Есть другой вариант. У нас уже давно существует Фе­деральный закон №166-ФЗ «О государ­ственном пенсионном обеспечении в Рос­сийской Федерации». Государственные пенсионеры получают пенсию ощутимо больше, чем наши северяне. Так вот, я бы поставил вопрос о переводе пенсионеров с северным стажем в категорию государ­ственных пенсионеров. Выход, по-моему, самый эффективный на сегодня.

На Севере мы должны сохранять и поддерживать молодежь. Вспомните, сколько всего у нас создавали студен­ческие отряды, комсомольцы! Братск, Усть-Илимск, БАМ... Поддержка моло­дежи — это не только вопрос государ­ственный, это вопрос, который должен решать каждый руководитель, который думает о завтрашнем дне. У себя на предприятии мы молодых поощряем материально, строим служебное жилье. В районах своего округа мы также стро­им жилье для молодых специалистов, в основном, врачей и учителей.

Вот тут я убежден твердо: нам надо принять фе­деральный закон, аналогичный закону №185-ФЗ, предусматривающий строитель­ство жилья для молодых специалистов в северных районах. Это первое. Второе: нужно создать условия для работы. Мо­лодой врач может получить квартиру в Катанге, но в старой больнице он просто не сможет обеспечить пациентам каче­ственного лечения. При этом мы пони­маем, что из Чуны, Катанги или Мамы за качественным лечением в Иркутск ездить трудно. Поэтому для северных районов мы должны изменить програм­мы модернизации здравоохранения. Это задача не только для Иркутской области. Многие проблемы у нас общие с той же Республикой Саха (Якутия). Я тесно вза­имодействую с якутскими коллегами, и уже есть договоренность о том, что в слу­чае моего избрания представители Респу­блики Саха в Государственной Думе и в Федеральном Собрании меня поддержат по целому ряду вопросов.

Что нужно нашей молодежи? Ничего особенного: доступ к образованию, ра­бота, достойная заработная плата, шко­ла, больница и детский сад, места, где можно проводить свободное время. То же самое, чего хотим мы все. Но главное — нужна уверенность в завтрашнем дне. А эту уверенность можно создать, только развивая экономику, и, повторю уже в ко­торый раз, наполняя местные бюджеты. Нам это по силам, если будем работать с умом и настроем на результат!

Повторюсь, в конечном счете мы должны создать на Севере комфортные условия для жизни. Сегодня этих усло­вий не хватает, хотя и сделано много. Мы должны понимать, что одними лозунга­ми и обещаниями «добиться выплат из федерального бюджета» наших проблем не решить. Нам часто такое обещали. Очень важно изменить отношение к се­верянам. Это отношение должно быть пропорционально нашему вкладу в эко­номику страны. Звучит, вроде бы, просто, но это самая сложная задача! И вот её я намерен решать в первую очередь, ис­пользуя свои силы, опыт и знания. Наде­юсь, что все вы поддержите эту работу! К тому же сегодня наше государство в этом заинтересовано, так как при конструк­тивной работе мы не просто поднимем экономику Севера, разовьем нашу соци­альную инфраструктуру, но и увеличим наш вклад в государственный бюджет.

Официальный сайт Николая Труфанова (ссылка). 

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: