7 марта 2000 года было принято постановление Правительства РФ №198 «О концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера». Развитием концепции стала ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА». Общий плановый объем финансирования программы — 3 566 947,63 млн руб. Есть и другие федеральные программы, которые посвящены именно развитию Севера. И все же сегодня мы слышим много разговоров о том, что надо принять еще одну программу развития севера Иркутской области, которая поможет решить наши проблемы. Звучит красиво, но знающий человек сразу спросит: а будет ли эффективно работать новая программа, рассчитанная всего лишь на один регион, если уже есть несколько действующих федеральных программ? Не дурят ли голову жителям наших северных районов? Ведь любую программу мало принять, надо ещё её выполнить. Николай Труфанов предвыборную программу формировал дважды, в 2008-м и 2013 годах. Программа 2008 года выполнена полностью, в значительной степени выполнена и программа 2013 года. Из общего перечня наказов избирателей по ВСЕМ северным районам Иркутской области больше половины новых объектов появилось именно в тех районах, чьи интересы защищает Труфанов. Факт! Как ему это удается, и чего северянам ждать в случае избрания Николая Степановича депутатом Государственной Думы?
За 30 лет работы на Севере я научился ценить правду. В том числе, и в политике. Поэтому никогда не обещал своим землякам того, что сделать нельзя. Нельзя рассказывать северянам красивые сказки. Я не понимаю тех людей, кто перечисляет наши проблемы и говорит: «Добьемся выделения федеральных средств и решим». Это какая-то дежурная фраза, идущая то ли от незнания, то ли от желания понравиться людям любой ценой. Мне в таких случаях всегда хочется спросить: а как именно мы получим федеральные деньги? Конкретно?
Я четко понимаю, что у всех нас одна цель: добиться того, чтобы в северных районах люди жили комфортно и видели перспективу. Чтобы к нам приезжали молодые специалисты и гордились тем, что работают на Севере. Вспомним советский период — Братскую ГЭС построили, УИЛПК запустили, проложили БАМ, Осетровский транспортный узел переваливал грузы со всего мира! В то время был государственный подход к освоению Севера, к нам относились совершенно иначе. Сегодня президент и Правительство РФ снова берут курс на возрождение Севера, и наша главная задача — в полной мере вернуть государственное отношение к северным районам и северянам.
Безусловно, системное освоение Севера требует государственной поддержки. Ни областной бюджет, ни бюджеты городов и районов не могут сегодня решить наши проблемы. А значит, главная задача, которую нужно решать именно на уровне Москвы — это наполнение местных бюджетов. В феврале 2016 года на съезде партии «Единая Россия» в Москве я представлял интересы Иркутской области как руководитель приемной Д.А. Медведева. И мы уже поставили вопрос о необходимости внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ с тем, чтобы скорректировать межбюджетные трансферты, помочь местным бюджетам. К примеру, отчисления от налога на добычу полезных ископаемых — НДПИ - могут поддержать бюджеты Бодайбинского, Усть-Кутского, Нижнеилимского, Киренского и Катангского районов, при определенных условиях — и Мамско-Чуйского. Возвращаясь к съезду, скажу, что обозначенный нами вопрос встретил понимание со стороны председателя партии «Единая Россия», премьер-министра РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, и я думаю, что мы работу в этом направлении продолжим.
— То есть, мы, в принципе, можем уйти от федеральных дотаций?
— Нет, трансферты из федерального бюджета нам нужны. Нам опять же говорят, что мы «должны забрать все свои налоги из федерации, и решить свои проблемы сами». Это откровенная демагогия! Как бы то ни было, Иркутская область и наши северные районы – это неотъемлемая часть России, и мы должны решать две задачи: развивая инфраструктуру и экономику Севера, усиливать и укреплять государство в целом, поддерживать курс президента Владимира Владимировича Путина. Надо продолжать строительство федеральной трассы «Вилюй», например. В рамках этого проекта идет реконструкция дорог «Тайшет-Братск», «Братск-Железногорск-Усть-Кут» и я в Законодательном собрании этот вопрос поддерживаю. Но, вместе с тем, мы не должны критично зависеть от дотаций. Если мы изменим систему межбюджетных трансфертов и начнем получать из федерации не просто дотации, а целевые средства на реализацию конкретных проектов в сфере экономики и промышленности, то область и северные районы сами по себе будут зарабатывать больше, появятся рабочие места. Это нам по силам, есть опыт создания новых производств именно на Севере! Запустили завод в Киренске, два завода в Казачинско-Ленском районе, завод-миллионник в Усть-Куте. Ясно вижу, что новые производства можно запустить в Чунском районе, Усть-Илимске. На съезде в Москве мы уже обсудили финансирование создания нового завода компании «Фармасинтез» в Братске, сделаны первые шаги по развитию глубокой нефтепереработки в Усть-Куте. Уже проработан серьезный проект освоения месторождения калийных солей в Катангском районе.
Если мы эти проекты реализуем при целевой федеральной поддержке, то внутри области будем получать больше доходов и сможем пополнять бюджет страны с гораздо меньшей нагрузкой на местные бюджеты! Ну, а если в местных бюджетах появятся дополнительные средства, тогда их можно будет направлять и на социальные объекты и на внутрирайонные дороги. И даже на районные надбавки к заработной плате! То есть, я считаю принципиально важным добиться того, чтобы на местах была экономическая самостоятельность, и мы здесь у себя имели резерв, чтобы отремонтировать школу или больницу. Эту самостоятельность мы получим только в случае, если будем развивать производство здесь, у нас, на Севере! Сюда же можно и нужно добавить необходимость создания благоприятного налогового режима и инвестиционной привлекательности наших районов. Сегодня уже принято федеральное решение о создании территории опережающего развития в г. Усолье-Сибирское. Это стало способом решения проблем моногорода, которым Усолье-Сибирское является. У нас тоже есть моногорода: Усть-Илимск, Железногорск, хотя я бы говорил о монорайонах, ведь Усть-Илимский, Чунский районы зависят от лесопереработки, как и леспромхозовские поселки Братского и Киренского районов, Бодайбинский — от золотодобычи, Мамско-Чуйский район был ориентирован на добычу слюды. Поэтому мы должны поддержать весь север области, а это можно сделать, создав у нас особую экономическую зону с налоговыми льготами, упрощенными режимами запуска новых производств, механизмами модернизации уже работающих предприятий.
— В нехватку бюджетных средств у нас упирается всё. Особенно переселение из ветхого и аварийного жилья. Как можно решить эту проблему?
— Это вообще целый комплекс проблем. У нас на Севере можно говорить о том, что жилой фонд изношен примерно на 70%. Это очень много. А, главное, мы не можем себе позволить, чтобы люди годами ждали нового жилья. У нас в округе мы построили новое жилье в Качугском районе, Казачинско-Ленском районе (район БАМа), Бодайбинском районе. Совсем недавно сдан новый дом в Усть-Куте, а всего в городе только в 2016 году планируется сдать 300 новых квартир. В одном только Мамско-Чуйском районе на расселение п. Согдиондон предусмотрено 205,9 млн рублей, посёлок Горная Чуя получил 190 млн рублей! Но этого все равно мало, строить нужно больше.
Надо продолжить работу федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», предусмотрев в нем объективную стоимость квадратного метра жилья, возводимого в северных районах. Не секрет, что у нас все стройматериалы дороже просто потому, что их на Север надо еще завезти. В том же Бодайбо в 2015 году официально установленная стоимость квадратного метра жилья составляла 30 350 рублей. Сегодня мы понимаем, что финансирование строительства нового жилья надо предусматривать из расчета примерно 45 000 рублей за квадратный метр.
И, естественно, нужен контроль, потому что новое жилье, которое у нас строится, часто вызывает нарекания. Иногда смещаются сроки, как, например, в Братске, когда вопрос освоения выделенных средств оказался на контроле лично у председателя Правительства области. Часто в подобных случаях виноваты подрядчики. Их недочеты активно выявляют представители Общероссийского народного фронта. Тут нам тоже нужны не воздушные замки, а изменения в конкретных федеральных законах, в частности, в Федеральном законе №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Сейчас получить госзаказ может фирма, которая в принципе его выполнить не может. А потом появляются подрядчики, субподрядчики, деньги тратятся, люди страдают, а дальше... тишина! Эту ситуацию можно устранить только на федеральном уровне, и я обещаю, что сделаю все возможное в данном направлении.
Изменений требуют и нормы законодательства, которые определяют порядок ремонта многоквартирных домов. Это Жилищный кодекс РФ и еще несколько документов. Понятно, что наши дома нужно ремонтировать. Но я знаю, что большинство северян выступают за то, чтобы средства на ремонт находились не в общем фонде, а в распоряжении, как минимум, конкретного дома. Такая возможность в законе есть, нужно упростить механизм применения и расширить систему льгот для тех людей, кто нуждается в социальной поддержке, предусмотрев дополнительную поддержку именно жителей северных районов и приравненных к ним местностей.
Всё, о чем мы говорили только что — проблемы ЖКХ. Они мне очень хорошо знакомы и, конечно же, я буду делать всё, чтобы их решать на уровне федерации.
Другой отдельный блок — транспортная инфраструктура Севера. Не дороги или аэропорты в отдельности, а именно транспортная инфраструктура. Сюда же надо добавить водный транспорт и железнодорожное сообщение. Всё это тоже очень близкая мне тема.
Мы добились уже выделения средств на серьезную реконструкцию дорог «Таксимо-Бодайбо» (объем финансирования — 1 млрд рублей), Красноярово-Небель (800 млн рублей), ряда внутрирайонных дорог, но это — капля в море северного бездорожья.
Средства на дороги должны идти из дорожных фондов. Их у нас много. С 2011 года работает Федеральный дорожный фонд, есть областной дорожный фонд, муниципальные дорожные фонды. Можно придумать еще какой-нибудь фонд, смеха ради, но беда в том, что уже созданные не наполняются деньгами в нужном объеме. Что делать? А нужно внимательно посмотреть на источники и механизмы наполнения дорожных фондов, которые определены несколькими федеральными законами. Вот их-то и надо изменить, учитывая, что строительство 1 километра дороги на севере стоит гораздо дороже, чем в центре и на юге.
Очевидно, что если на реконструкцию участков дороги «Тулун-Братск» мы получили средства федерального бюджета, поскольку это часть федеральной трассы «Вилюй», то на ремонт дороги «Братск-Усть-Илимск» денег мы можем ждать очень долго. Текущую реконструкцию мы финансируем из областного бюджета в соответствии с законом 131-ФЗ. Правильнее будет наполнить дорожные фонды Братского и Усть-Илимского районов, наполнить адресно, как это предлагает президент России В.В. Путин, и профинансировать реконструкцию из двух дорожных фондов.
Есть и второй вариант: увязать Усть-Илимск в общую транспортную систему освоения Непского месторождения калийных солей (проект федерального уровня), тогда реконструкция дороги может войти именно в этот проект. По аналогии со строительством моста через реку Витим в рамках освоения месторождения Сухой Лог. Дополнительные средства нужны и дорожному фонду Чунского района. Сейчас реконструкция дороги «Тайшет-Чуна-Братск» (в 2016 г. будет продолжено строительство на участке от 117-го до 155 км) ведётся за счет средств области. Районные дорожные фонды при сегодняшнем положении дел наполняются слабо, а поддержка из области выделяется в виде бюджетных кредитов. Братск уже подал заявку на 100 млн рублей, но, повторюсь, это кредит, его придется возвращать. Я убежден, что деньги должны быть именно в местных фондах! К слову, увеличения требует и областной дорожный фонд. Сегодня его размер — 7,1 млрд рублей. Стоимость строительства одного километра дороги у нас колеблется от 8-ми до 150 млн рублей. При максимальной цене денег хватит на 47 километров новой дороги!
Вот уже не один год я занимаюсь проблемами авиасообщения в северных районах Иркутской области. Сейчас для Катангского или Мамско-Чуйского районов самолет гораздо важнее, чем дороги, он просто незаменим. В этих районах поддерживаем работу аэропортов, несколько раз возникала угроза их закрытия. Удалось включить в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» (подпрограмма «Гражданская авиация») реконструкцию аэропортовых комплексов городов Бодайбо (2016-2018 годы), Усть-Кута (2016-2018 годы), Киренска (2017-2019 годы), Братска (2013-2016 годы). Но сегодня мы узнаём о том, что возникли проблемы с авиаперелётами в Усть-Илимск, с. Казачинское, Железногорск-Илимский и Нижнеудинск. Что это означает? Это значит, что у нас все аэропорты выживают, каждый сам по себе.
Вот тут однозначно нужна государственная поддержка, но абстрактно, «на авиаперелёты» федерация денег не даст. Да и внутриобластные маршруты никогда из Москвы не субсидировались, эту нагрузку нес на себе областной бюджет в сответствии с законом №131-ФЗ. Поэтому нужно системное решение, над которым мы уже работали: создание казенного авиапредприятия, которое объединило бы все аэродромы Иркутской области на базе аэропорта Иркутска. Это решение поддерживает и губернатор области Сергей Георгиевич Левченко. Проект при надлежащем лоббировании в Москве может финансироваться в рамках той же программы «Развитие транспортной системы России». Наработки есть. В рамках единого авиапредприятия мы сможем достойно отстроить аэропорт Усть-Илимска. Я отлично помню, какой это был красавец в ещё недавнее время после реконструкции 1993-1997 годов, оттого вдвойне больно за то, как его разграбили. Наведём порядок в правовом статусе аэропорта Железногорска. Нам жизненно необходима единая, четкая система!
Реконструируем взлетно-посадочные полосы, системы аэронавигации — появится возможность эксплуатировать на северных линиях современные самолеты. Но главное, мы снизим издержки авиакомпаний, стабилизируем цены на авиабилеты. Почему сегодня наши северяне не могут вылететь на отдых в Сочи, Крым? Нет федеральной субсидии? На первый взгляд, да, но субсидии нет именно из-за неразвитости нашей системы авиасообщения. И пока мы не поддержим наши аэропорты, ситуация не изменится. Я это прекрасно понимаю и знаю, как нам решить эту проблему в принципе.
Одновременно нужно поддержать и водный транспорт. Мы сегодня на севере практически не имеем пассажирских перевозок по воде. Да, маршруты по северным рекам сезонные, но они востребованы. В Бодайбо, на Маме, в Киренске... Раньше на пассажирском теплоходе можно было добраться от Усть-Кута до Якутска! Сейчас мы силами Верхнеленского речного пароходства поддерживаем несколько паромных переправ и пассажирских маршрутов, чтобы они стали продолжением дороги. Делаем это абсолютно в убыток, без каких-либо субсидий и дотаций. Просто потому, что людям это нужно. Об этих проблемах у нас говорить как-то не принято, но тут меры нужны те же, что и с авиатранспортом.
Вообще, если мы хотим говорить о какой-то перспективе Севера, нам нужна комплексно развитая транспортная инфраструктура! И дороги, и аэропорты, и порты, и железнодорожные вокзалы, и билеты по человеческим ценам! Для Братска, Чуны, Железногорска, Усть-Кута и Усть-Илимска очень важна эффективная работа железной дороги как альтернативы авиасообщению. Особенно остро стоит этот вопрос для Усть- Илимска. Здесь нужно взаимодействие на федеральном уровне с руководством РЖД для развития сквозного сообщения от Усть-Илимска на запад России. Мы сегодня ведём активный диалог с руководством ВСЖД, понимаем друг друга как транспортники (совсем недавно, например, я договорился о безвозмездной передаче ведомственного детского сада №122 Усть-Кутскому району), продолжим диалог и в Москве.
— Мы много говорим об экономике и транспорте. А как можно поддержать социальную сферу северных районов?
— Всё, о чем мы говорили, по сути, направлено именно на поддержку социальной сферы. Какое мы имеем право обещать врачам, учителям, воспитателям в детском саду какие-либо надбавки или льготы, если не понимаем, откуда взять на это деньги?! Я, прежде всего, веду речь о том, что мы на Севере должны наполнить местные бюджеты. Сейчас получается так: федерация ставит задачу поднять заработную плату учителям, и это правильная задача. Местный бюджет ищет деньги, с трудом находит, а когда наступает время поднимать зарплату медикам — денег нет вообще. Да, мы можем просить, получать дотации и на какое-то время решать вопрос. Потом - всё сначала. Я вижу возможность решить вопрос системно, так, чтобы мы не искали каждый раз средства. До бесконечности перекладывать ответственность на федеральный центр и ничего не делать мы не можем.
Однако есть вопрос, который надо решать экстренно: МРОТ и северные надбавки. Нам говорят, что они исчезли, обесценились, только это не совсем так. Я серьезно изучал вопрос, и выяснилось, что, фактически, у нас северные надбавки включают в МРОТ. Они не исчезли. В Трудовом кодексе РФ есть неточные формулировки, которые позволяют начислять надбавку внутри МРОТ. Вот и получается, что у наших северян плюс-минус 5000 рублей «сдувает» неточность в законодательстве, которую работодатели толкуют в свою пользу. На уровне областного законотворчества мне уже приходилось конкретизировать неоднозначные законы, буду стараться сделать это и на федеральном уровне. Хотя надбавки мало выплачивать, их надо увеличивать. Я уже говорил о том, что часть федеральных средств можно целевым образом направлять на развитие промышленности. Таким же образом можно вести в федерации диалог о поддержке областного бюджета в части адресных надбавок для работников бюджетной сферы северных районов.
Отдельная тема: поддержка пенсионеров и молодежи. О размерах пенсий, вообще методике их начисления меня часто спрашивают на встречах. При общей системе пенсионных начислений у нас многие северяне получают по 7000 рублей в месяц. Вычтем расходы на коммуналку, лекарства - что останется? По-хорошему, следовало бы добиваться пересмотра системы пенсионных отчислений с поправкой на северный коэффициент. Но если не брать в расчет Север, менять уже работающую систему очень сложно и не всегда целесообразно. Есть другой вариант. У нас уже давно существует Федеральный закон №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Государственные пенсионеры получают пенсию ощутимо больше, чем наши северяне. Так вот, я бы поставил вопрос о переводе пенсионеров с северным стажем в категорию государственных пенсионеров. Выход, по-моему, самый эффективный на сегодня.
На Севере мы должны сохранять и поддерживать молодежь. Вспомните, сколько всего у нас создавали студенческие отряды, комсомольцы! Братск, Усть-Илимск, БАМ... Поддержка молодежи — это не только вопрос государственный, это вопрос, который должен решать каждый руководитель, который думает о завтрашнем дне. У себя на предприятии мы молодых поощряем материально, строим служебное жилье. В районах своего округа мы также строим жилье для молодых специалистов, в основном, врачей и учителей.
Вот тут я убежден твердо: нам надо принять федеральный закон, аналогичный закону №185-ФЗ, предусматривающий строительство жилья для молодых специалистов в северных районах. Это первое. Второе: нужно создать условия для работы. Молодой врач может получить квартиру в Катанге, но в старой больнице он просто не сможет обеспечить пациентам качественного лечения. При этом мы понимаем, что из Чуны, Катанги или Мамы за качественным лечением в Иркутск ездить трудно. Поэтому для северных районов мы должны изменить программы модернизации здравоохранения. Это задача не только для Иркутской области. Многие проблемы у нас общие с той же Республикой Саха (Якутия). Я тесно взаимодействую с якутскими коллегами, и уже есть договоренность о том, что в случае моего избрания представители Республики Саха в Государственной Думе и в Федеральном Собрании меня поддержат по целому ряду вопросов.
Что нужно нашей молодежи? Ничего особенного: доступ к образованию, работа, достойная заработная плата, школа, больница и детский сад, места, где можно проводить свободное время. То же самое, чего хотим мы все. Но главное — нужна уверенность в завтрашнем дне. А эту уверенность можно создать, только развивая экономику, и, повторю уже в который раз, наполняя местные бюджеты. Нам это по силам, если будем работать с умом и настроем на результат!
Повторюсь, в конечном счете мы должны создать на Севере комфортные условия для жизни. Сегодня этих условий не хватает, хотя и сделано много. Мы должны понимать, что одними лозунгами и обещаниями «добиться выплат из федерального бюджета» наших проблем не решить. Нам часто такое обещали. Очень важно изменить отношение к северянам. Это отношение должно быть пропорционально нашему вкладу в экономику страны. Звучит, вроде бы, просто, но это самая сложная задача! И вот её я намерен решать в первую очередь, используя свои силы, опыт и знания. Надеюсь, что все вы поддержите эту работу! К тому же сегодня наше государство в этом заинтересовано, так как при конструктивной работе мы не просто поднимем экономику Севера, разовьем нашу социальную инфраструктуру, но и увеличим наш вклад в государственный бюджет.
Официальный сайт Николая Труфанова (ссылка).