«Мамы и папы». Дети нужны! Куда без детей?

26 мая 2016 г. 20:44 6650



Сегодня на портале «Город» - новый выпуск проекта «Мамы и папы». Он посвящен братчанам, которые каждый день успешно проходят испытание на прочность.

Появление ребенка – ключевой момент, поворотная точка для любого человека. С этого дня привычный уклад необратимо меняется. Девушки и юноши превращаются в мам и пап, и все в их жизни отныне подчиняется интересам маленького кусочка будущего, недовольно вопящего в колыбели.

Как пройти через эти испытания с наименьшими потерями? В каком возрасте человек созревает для того, чтобы стать родителем? Можно ли к этому подготовиться? Как избежать самых распространенных родительских ошибок?

Ответы на эти и другие вопросы читайте в выпусках проекта «Мамы и папы». А если вы готовы поделиться собственным родительским опытом – милости просим в наш паблик в социальных сетях!

На прошлой неделе мы рассказывали о большой и дружной семье Валентина и Ольги Коваль, у которых четверо детей. И так уж сложилось, что сегодня у нас в гостях еще одна счастливая многодетная семья. У Сергея и Жанны Самосюк детей пятеро. Сергей – тренер по айкидо, Жанна – начальник отдела в банке. Оба - старшие дети в многодетных семьях, поэтому к обилию ребятни в доме им не привыкать.

Так сложилось, что родительский стаж у Жанны на 10 лет больше, чем у Сергея. Двое старших – Алина (23 года) и Константин (15 лет) появились на свет во время ее первого брака. Сергей до встречи с Жанной уже был женат, но впервые попробовал себя в роли отца лишь во время второго брака. А потом на свет появились их общие дети: Софья (9 лет), Захар (7 лет) и Иван (3 года).

Жанна: Честно говоря, я уже с трудом вспоминаю, что это такое – жизнь без детей. Давно это было, 23 года назад. Ощущения уже немного смазаны. Когда у тебя первый ребенок, и ты сам еще молодой (Алину я родила в 20 лет), все время хочется свободы. Мне хотелось ее куда-то пристроить, отдохнуть самой, куда-то пойти или поехать с коллективом - и взять ее с собой даже мысли не было. Ребенок казался обузой.

А вот когда становишься в очередной раз мамой маленького ребенка, будучи уже взрослой (Ваню я родила в 40 лет), это совсем другие ощущения. Это такое удовольствие – маленький ребенок в доме! Всегда его хочется с собой таскать. Я так люблю с Ваней гулять! Мы недавно с ним вдвоем ездили на 2 недели в Москву Он такой молодец - сам ходит, болтает всю дорогу. Так что в зрелом возрасте родительство уже осознанное, и оно такую радость приносит, такое удовольствие!

Когда заводишь детей, будучи молодым, свыкнуться с их появлением проще. Чем ты старше, тем больше страхов в голове. С Ваней мы каждые 15 минут ночью подскакивали: дышит? Дышит!

У моих подруг дети выросли, и я все думаю: как же они? Пришли с работы - дома тишина, никого нет, не с кем поговорить – только телевизор и диван!

Сергей: До рождения детей мы за границу ездили, вечеринки устраивали каждый день! Было классно! Но скучно. Я на машине гонял, не глядя – ночь, дождь. А потом появились дети, и я теперь по правилам езжу. Я был трудоголиком, возвращался домой поздно, часов в десять, нравилось мне там торчать, всегда находил, чем заняться. А потом родились дети, я отказался от вредных привычек и стал приходить домой вовремя. А теперь опять «трудоголю», потому что деньги нужны! 

Жанна: Мы могли в пятницу после работы сесть в машину и махнуть на Байкал на выходные, всю ночь проводя за рулем. А теперь по ночам уже не ездим.

Мы любим путешествовать, и дети тут - не помеха. Мне кажется, в дороге даже проще – не нужно мыть посуду, готовить, всегда можно поесть в кафе или заехать в магазин. В дороге я отдыхаю от быта. Да и смена обстановки – тоже отдых.

Как-то мы с детьми ездили на Азовское море. Сережа долго был за рулем, и было видно, что его уже «выключает». Я ему говорю: «Давай, я поведу, отдохни!». Он оглянулся, посмотрел на все, что сзади творится, и говорит: «Нет уж, я лучше здесь!». Дети по машине носятся – одному надо попить, другому что-нибудь укусить, подрались – надо разнять. За рулем спокойнее.

Кого ждем? Мальчика или девочку?

Жанна: У меня еще так интересно почему-то получалось – я какого пола ребенка хочу, такого и рожаю. Когда у меня уже была Алина, мне безумно захотелось сына. Вот сын и получился. Потом, мы уже с Сережей вместе были, он меня уговаривал: пусть будет мальчик! А я говорю: нет, будет девочка! И родилась Софья. А когда я была беременна Захаром, он спрашивал: ну теперь-то - мальчик? Я говорю: хорошо, теперь мальчик! А с Ванькой я решила подумать и потом все же поддалась на уговоры нашего папы.

Сергей: А по поводу того, как назвать младшего, сколько споров было! Нас из ЗАГСа даже выгнать хотели! Жанна хотела Ильей назвать, а я – Иваном.

У нас еще когда Захар родился, я думал: может, Ваней его назвать. У него такое «кодовое имя» было в разговорах. Мне коллеги даже открытку подарили: «Поздравляем с днём рождения «Ванечки»!». А он потом – раз, и стал Захаром.

Приходим в ЗАГС, нас спрашивают: «Как назвали?». Я: «Илья!». Она: «Иван!». Одновременно! И друг на друга смотрим, глазами хлопаем. Давай опять спорить. Нам сказали, приходите, когда определитесь, нечего время отнимать!

А еще мы поженились официально, когда Захару исполнился год. Когда приходили в ЗАГС свидетельства о рождении детей получать, нам все время говорили: поздравляем с сыном/дочерью и ждем вас на регистрацию брака! Когда родители не зарегистрированы, каждый раз приходится получать свидетельство об установлении отцовства – а это госпошлина дополнительная. Мы сэкономили.

Жанна: У нас фотографии свадебные такие смешные: обычно молодожены в окружении родителей стоят, а у нас на фото - четверо детей.

Совместные роды

Жанна: У меня есть «свой» акушер, которая принимала всех наших детей (потом оказалось, что она еще и живет в нашем доме).

У нас все дети рождались «синенькие» - то ли кислорода им не хватало, то ли что. И когда родился Захар, его сразу же положили под УФ-лампу, помня, что у Софьи была желтушка.

Сергей: А мне в роддоме понравилось! Первые роды у нас были совместные. Ей-то было больно и не до этого, а я наблюдал за действиями врачей, и, на мой взгляд, они очень профессионально все сделали. Я стоял рядом - не с камерой, мы просто были вместе. Ощущение, конечно, было прикольное.

Жанна: Он меня жалел, гладил по спинке, сочувствовал активно. Схватки длились 7 часов, врачи велели ходить, и мы всю ночь гуляли по палате.

Сергей: У меня было ощущение, что я в гестапо! Там не было дверей, все открыто, кафельные стены, отовсюду крики, будто пытают кого-то.

Я себе, честно говоря, представлял, что будет какая-то занавесочка, как в кино, и я со своей стороны буду видеть счастливое лицо своей любимой и шапочки врачей. Все оказалось немножко пожизненней. Я все это наблюдаю, они на меня поглядывают. Я так понял, что там был специальный врач на случай, если я грохнусь в обморок. И вот они орут! Она орет! Хоп - родили!

Помню, как они вытаскивают это мокрое скользкое существо… Оно было синенькое, страшненькое, а я смотрю и чувствую, что у меня сейчас истерика начнется. Я где-то читал, что оно должно заорать - а оно не орет! И я думаю: ну все! А у меня еще бзик был по поводу детей, уж очень я хотел ребенка. И тут она, такая: «Вя-а-а!». И у меня слезы фонтаном!

Захара мы тоже хотели вместе рожать, но пока я старших всех «раскидал», приехал и переоделся – уже все закончилось. Лифт на этаже открылся - и тут крик. Лифтерша говорит: «Ваш!». 

«Тяжкая отцовская ноша»

Сергей: У меня с младшими была разница в 8 лет. Поэтому маленьких детей я не боялся, все детство с ними нянчился. Помню ощущение, когда Софью из роддома привезли. Все женщины как-то вдруг куда-то испарились, оставив ее со мной. Мне вручили этот кулек. Бабушка спросила: «Ну что, справишься?». Я говорю: «Конечно, это же мой ребенок!». Сижу, держу ее, боюсь шелохнуться, чтобы она не заорала. Сначала мне даже нравилось – она такая маленькая была, легонькая. А потом чувствую, руки затекают, а она все тяжелее, у меня уже пот градом! Они вернулись и забрали ее, слава Богу!

В тесноте, да не в обиде!

Жанна: У нас трехкомнатная квартира. Мы с Сережей живем в зале, только спальное место свое отгородили. У Софьи, как у девочки, отдельная комната. Там временно стоит маленькая кроватка Вани, но скоро он перестанет в нее помещаться, и мы уже задумались о том, чтобы поменяться комнатами с мальчиками.

Мне лично хочется большую кухню, для нашей семьи она мала. А тут места чуть-чуть не хватает. Я всю жизнь мечтала о доме. Но пока переехать не получается.

Сергей: Когда я был маленький, мы с родителями жили в общаге, в одной комнате. Так что мне не тесно. Потом, когда в Братск переехали (я в 8 класс уже ходил), нам сразу 4-комнатную дали. 

Жанна: Я тоже в детстве жила в однокомнатной квартире на 23 разъезде, в поселке Строитель, в бараке. Потом нам еще соседнюю комнату выделили, мы дверь прорубили и сделали 2-комнатную. А в Братске нам 3-комнатную дали.

Про учебу

Жанна: С Алиной мне повезло, она у меня девочка самостоятельная и ответственная. Домашние задания делала сама, только когда возникали трудности, подходила спросить. С Костей я постоянно сидела за уроками весь первый и второй класс. Так он потом, когда перестали с ним сидеть, еще год за нами ходил, самостоятельность полностью отключилась. Младшие сами справляются, они, в основном, друг другу помогают. С ними сидеть не пришлось, разве что в начале 1 класса, просто чтобы приучить делать уроки.

Сергей: Семья – это место, где ты больше всего времени проводишь, это то, что тебя компонует. А потом - либо ты интересный человек, либо неинтересный. Ну тут у всех свои бзики – я, например, считаю, что если человек не читает книг, то он неинтересный. Но и это неправда! Вот наш дворник что-нибудь как скажет – хоть записывай. От каждого человека ты берешь что-то свое. Поэтому «пятерки» в школе для нас не важны. Мы на оценках не зациклены.

О «гадостях» и гаджетах

Жанна: Отношение к воспитанию с годами заметно меняется. Спокойней становишься, терпение вырабатывается. Учишься не реагировать резко на детские капризы. Единственное, мне хочется приучить детей к порядку, а поскольку мальчиков в доме сейчас больше, чем девочек, с этим есть трудности. Мальчики устроены иначе, чем девочки, им беспорядок жить не мешает.

Я одно время все хозяйство на себе тащила, но в этом году поняла – дети уже большие, пора приучать их к домашним делам. По субботам мы вместе наводим порядок, а по средам я раздаю задания: ты моешь посуду, ты – пол, ты - вытираешь пыль.

Я противник всяческих чипсов и прочей подобной дряни. Поэтому стараюсь денег детям не давать. Сейчас у нас в школе бесплатное горячее питание для многодетных, кормят в столовой хорошо, поэтому необходимости в деньгах у детей нет.

Сергей: Вне дома мы с этим бороться не в силах. Принес домой – делись! Иногда мы с ними ходим в кино, там газировки покупаем, всякой вредной еды. Изредка можно. Детям все время хочется какой-то гадости съесть.

Жанна: Я противник «гадости», но папа разрешает, и мы между собой не спорим: зачем ты это купил? Я на этом не зацикливаюсь. Дети привыкли, что по воскресеньям после тренировки всем покупают мороженое. А потом Сережа предложил им выбирать, кто что хочет – кому-то мороженое покупает, кому-то - конфетки.

Сергей: У нас нет детского компьютера. Есть ноутбуки, но они запаролены. Нечего детям там делать. Мы одно время совсем отказались от телевизора. Была спутниковая тарелка на 70 каналов. Они сядут – и часами смотрят. Но потом мы его отключили и антенну выкинули – то есть телевизор просто висел, как картина. Дети сразу вспомнили, что в доме есть краски и пластилин, что у них игрушки есть, в школу стали играть, в больницу.

Телефон отобрал, телевизор отключил – и дети сразу начинают жизнью интересоваться!

На татами вслед за папой

Сергей: У современных детей вообще нет желания что-то делать, им бы телефон, компьютер – и ничего больше не надо. Это лень, это нормально. Если детей не заставлять, они будут ходить везде и по чуть-чуть. Нужно, чтобы ребенок горел, в противном случае необходим постоянный контроль посещения занятий и тренировок. Поэтому у нас все ходят на айкидо, независимо от желания. По Захару видно, что это ему на пользу - он крепкий, жилистый.

Захар начал заниматься в 5 лет. Софья на полтора года старше его, но пришла в зал с ним вместе, не захотела одна начинать. Ваню я думаю с 4 лет тренировать.

Жанна: У нас сейчас денег не хватает на другие секции, помимо айкидо. И времени. Мы на работе целый день. Захару вот, вроде, хочется в музыкальную школу, и слух есть, но у нас нет возможности его туда возить.

Надо, чтобы многодетная мама сидела дома и занималась исключительно детьми. Возила бы их по секциям, бассейнам, туда-сюда. И какую-то зарплату за это получала. А не как у нас – только вечером их увидеть, накормить, помыть, чтобы дети были ухожены и сыты. В наше время только вот такая задача перед родителями стоит. Задача духовного и интеллектуального развития детей сегодня не реализуема ни по времени, ни по деньгам.

Семья – это дипломатия

Сергей: Если у меня спрашивают разрешения на что-то, что мама не разрешила, я не противоречу. Если я чувствую, что мне что-то не нравится в том, что Жанна говорит или делает, я не вмешиваюсь. Даже если вижу, что она где-то перегибает палку, то промолчу. Потом свои 5 копеек вставлю, но уже не при ребенке. Мы вообще стараемся, чтобы дети не видели, что мы две противоположности, что у нас разные взгляды на воспитание. Главное правило: никогда не выяснять отношения при детях. Нужно уметь договариваться друг с другом.

О детях и расходах

Жанна: Когда кто-то говорит: «Ой, дети, это же такие расходы!» - поневоле задумаешься: а нужен ли этому человеку ребенок?

Сергей: Мы как-то ездили в Москву, и из аэропорта в город ехали на такси. Разговорились, водитель узнал, сколько у нас детей, обалдел и сказал: «Я в первый раз вижу таких жизнерадостных людей, у которых столько проблем!». А у нас просто уже иное отношение к жизни. Чему быть – того не миновать.

Жанна: Иногда, конечно, бывают страхи (у кого их не бывает?), когда до зарплаты 2 недели, а в кошельке осталось 500 рублей. И тебе надо вечером что-то приготовить поесть, 200 рублей сдать в садик, 100 – в школу, еще сколько-то туда-то и туда-то. Чувствуешь себя незащищенным оттого, что у тебя нет денег, нервничаешь… Но потом, поразмыслив, понимаешь, что от этих двухсот можно «отмазаться», а эти 100 - вообще не платить.

В детском саду взяли моду каждую неделю спектакли показывать, по 170 рублей надо на билеты сдавать. Мы говорим: не водите нашего ребенка! Нам раз в месяц театра достаточно. Они говорят: «А нам не с кем его оставить в группе!». Ну так это не наши проблемы, мы ведь платим вам за садик – то есть за присмотр и уход.

Жанна: С одной стороны, денег на такую ораву никогда не хватает. С другой стороны – необходимости в детской одежде, например, у меня нет. Старшие вырастают – достается младшим. У меня много подруг, и мы с ними обмениваемся «гуманитарной помощью». Я отдаю детские вещи им «напрокат», а потом они тоже стирают, гладят и отдают назад, да еще и добавляют свое. Пока дети маленькие – с этим легко.

В плане денег тяжеловато приходится. Всегда хочется им что-то повкуснее купить.

Сергей: Я хочу детей в кино сводить, но для меня это серьезные расходы, потому что билеты на всех и попкорн каждому – это уже около 2 тысяч рублей. Будь у меня один ребенок, я бы чаще с ним в кино ходил. Или вот дети кричат: мы хотим в цирк! Раньше мы могли себе это позволить, а теперь все, кризис – больше мы по циркам не ходим.

Жанна: В Московском зоопарке я увидела объявление, что многодетным семьям вход бесплатный. И по справке многодетной матери мы с Ваней прошли бесплатно, я только показала паспорт, где все дети записаны, и нас пропустили. А билет стоил 400 рублей.

Сергей: Видимо, это единственная льгота в России, которая реально работает! И та в Москве. А так – бесплатные лекарства нам что-то никто не дает, проезд тоже. Разве что питание в школьной столовой бесплатное.

Жанна: И еще раз в 2 года перечисляют 1000 рублей на спортивную форму детям. Раньше я получала пособие по 200 рублей на ребенка, но потом мы эту льготу поменяли на 30%-ную скидку на оплату коммунальных услуг. То есть, платим-то мы по-старому, а эта сумма потом возвращается. Но и то скидка не на всю квартплату действует. Мы думали, выиграем в деньгах, а теперь понять не можем. Мне эта схема, конечно, не нравится. Как-то проще все же платить меньше, тогда экономия чувствуется. Когда мы льготу оформили, первый возврат нам сделали только через 4 месяца – то денег в бюджете нет, то еще что. К тому же при перечислении никогда не указывается назначение платежа – то ли Господь Бог тебе эти деньги послал, то ли за садик часть родительской платы вернули, то ли льготу по ЖКУ?   

Сергей: У нас в стране вообще все здорово в этом плане! Помню, приняли закон – освободить многодетных от транспортного налога. Но с ограничением по лошадиным силам и году выпуска. У многодетных-то, конечно, сплошь малолитражечки! Чтобы вся семья поместилась, нужна большая машина. Потом это ограничение сняли, но пересчитать налог согласились только за последние три года.

«Эталон многодетной семьи»

Жанна: Я, помню, в соцзащиту пришла, оформлять справку многодетной матери. Захар у меня тут висит в «кенгурятнике». Сотрудница в ответ на мой вопрос, куда обратиться, как всегда, не глядя, что-то пробурчала. А потом подняла взгляд и говорит: «Ну-ка, зайдите-зайдите! Присядьте! Давайте с самого начала и поподробней!». Не знаю уж, чем я ей так понравилась. Записала себе на бумажку, сколько у меня детей, рассказала, какие документы нужно принести и говорит: «Ну что мы тут вам можем предложить – на это пособие вы не попадаете, у вас доход на одного члена семьи превышает прожиточный минимум на 150 рублей, на это тоже. Вот, на одежду спортивную вы попадаете, вот это вот…». Потом я уже собралась уходить, и она говорит: «Вы почаще к нам приходите, мы такие семьи должны в лицо знать, что вы такие благополучные многодетные, такие молодцы!». Я говорю: давайте я вам фотографию нашей семьи подарю. А приходить – зачем, раз нам ничего не положено?

Сергей: А еще, когда много детей – проблема попасть в поликлинику на прием.

Мы знаем, что у нас обоих плохое зрение, и у них неважная наследственность, поэтому стараемся раз в полгода показывать их окулисту. Но три талона разом даже за деньги не получить. К стоматологу вожу всех «пачкой» и только в платную. Лучше раз в полгода понемногу денег оставлять, чем дотянуть и потом большую сумму отдать. В парикмахерскую тоже ездим все вместе.

Жанна: Сережа в этом плане молодец – у него все распланировано и записано, он возит детей к врачам на осмотры, контролирует, чтобы график соблюдался. Я так не смогла бы, все время бы что-то перекраивала и переносила.

«Дети нужны! Куда без детей?»

Жанна: Я, например, после появления Кости точно знала, что мне больше детей не надо – у меня есть дочь и есть сын. Долг перед обществом выполнен. Все вещи раздавала безвозвратно, коляску увезла в детский дом. А потом так сложилось, что человеку нужны были дети – надо было ему помочь. Я и не думала, что у меня будет пятеро!

В прошлом году летом они уехали все, Сережа - на сессию, дети - в деревню к бабушке. Первые две недели я приходила домой – и не знала, куда себя деть. Уборки - минимум, с пылью уже договорилась, она тихо себе лежит, и никто ее не тревожит. Готовить в тех объемах, как я привыкла, не надо. Чем бездетные люди по вечерам занимаются? Дети нужны! Куда без детей?

Захар: В тюрьму!

 

 

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: