4,7 млн рублей за поставленные лекарства и лечебное питание постановил взыскать с регионального Минздрава Арбитражный суд Иркутской области в пользу Иркутской областной оптово-снабженческой аптечной базы. Несмотря на то, что средства, выделенные из бюджета на закупку лекарств, закончились еще в октябре 2021 года, аптечная база продолжила поставлять необходимые препараты, однако Минздрав отказался оплачивать выставленные счета.
В данный момент на рассмотрении находится аналогичный иск оптовой аптечной базы к Минздраву на сумму 1,2 млн рублей. Об этом сообщает информационное агентство «ТК Город» со ссылкой на картотеку арбитражных дел.
Как следует из материалов дела, в октябре 2020 года Министерство здравоохранения Иркутской области и акционерное общество «Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база» заключили государственный контракт на оказание услуг по получению, хранению, учету и доставке лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания. Цена контракта составила 24 695 031 рубль, срок его действия – с 17 декабря 2020 года по 17 декабря 2021 года. Однако реальные расходы оказались значительно выше предполагаемых, и уже в октябре превысили максимальную цену контракта.
«…принимая во внимание высокую социальную значимость оказания данных услуг и в полной мере осознавая недопустимость перерыва в обеспечении лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания, истец продолжил оказание услуг», - сказано в решении Арбитражного суда.
Подбив предварительные итоги, поставщик установил, что на 31 октября стоимость оказанных услуг составила уже 29 616 783,16 рубля и направил в Минздрав документы для проверки обязательств на сумму 4 664 751,90 рубля. Однако чиновники отказались принять отчет, ссылаясь на сумму контракта. 10 ноября АО «ИООСАБ» обратилось к министерству с претензией, требуя оплатить оказанные услуги, но она не была удовлетворена. Тогда был подан иск в Арбитражный суд.
Несмотря на то, что формально исполнитель контракта не должен выходить за пределы оговоренной в нем стоимости, в данном случае прекращение оказания услуг отразилось бы на жителях Иркутской области – получателях льготных лекарств и привело бы к нарушению закона. А потому суд пришел к выводу, что «деятельность истца по оказанию услуг, связанных с обеспечением лекарственными препаратами льготной категории граждан в спорном периоде за пределами цены государственного контракта, была направлена на защиту охраняемых законом публичных интересов/ <…> истец вынужденно понес производственные расходы на оказание услуг сверх суммы согласованной госконтрактом. Бездействие ответчика, выразившееся в не проведении конкурса и не заключении государственного контракта в необходимый для бесперебойного обеспечения лекарственными препаратами льготной категории граждан, (срок) не может служить основанием для прекращения или приостановления выполнения государственно и социально значимых функций».
Суд счел требования истца обоснованными и удовлетворил иск 21 декабря 2021 года.
Кроме этого, на рассмотрении в суде находится еще один иск от "Иркутской областной оптово-снабженческой аптечной базы" в адрес Минздрава с требованием выплатить 1,2 млн рублей. Суд отложил разбирательство до 1 марта 2022 года.
Напомним, исполнение региональным Минздравом обязательств по обеспечению жителей области льготными бесплатными препаратами и лечебным питанием вызывала немало вопросов и прежде, но в 2021 году Следственный комитет возбудил 2 уголовных дела о халатности после того, как выяснилось, что дети-инвалиды не получают жизненно необходимые лекарства. Ушедший в отставку с поста министра здравоохранения Яков Сандаков объяснял это тем, что в его ведомстве не хватает квалифицированных кадров, способных в условиях контрактной системы грамотно и в срок осуществлять госзакупки. Собственно, арбитражный иск является еще одним подтверждением этого факта.