Известие о том, что в Братске четырёх сотрудниц местного психоневрологического диспансера подозревают в краже денег у пациентов, взбудоражило и рядовых горожан, и медицинское сообщество, и полицию. Событие было настолько нетипичным, что первое время в него просто не верилось. Как врач может красть деньги у беспомощного и тяжело больного человека на протяжении нескольких лет? Сама по себе такая мысль выглядит дикой. Тем не менее то, что одни не могут себе представить, другие воплощают в жизнь. Зачем? Это уже другой вопрос. В этой истории он приобретает особое значение. На скамье подсудимых оказались по сути обычные женщины, у которых не было ни малейшей причины присваивать чужие деньги. Но жадность и ощущение безнаказанности даже положительных людей могут превращать в преступников.
1 августа Братский городской суд огласил обвинительный приговор в отношении двух врачей и двух медицинских сестёр Братского филиала областного психоневрологического диспансера. Безусловно, к моменту вынесения приговора все они уже были бывшими сотрудниками лечебного учреждения. Их признали виновными в похищении 2,5 миллионов рублей со счетов двух тяжело больных пациентов. Подробности уголовного дела информационному агентству "ТК Город" рассказала и.о. замначальника Следственного отдела №5 МУ МВД России "Братское" Анастасия Волкова. Она занималась делом, работая на то время в должности старшего следователя по особо важным делам.
***
У пациента (для удобства назовём его Ивановым, но это ненастоящая фамилия) признаки тяжёлого психического заболевания диагностировали ещё в советское время. Какой-то период он наблюдался у медиков, но уже в 90-е годы болезнь приняла тяжёлые формы и находиться без медицинской помощи мужчине стало всё сложнее. В начале "нулевых" Иванов стал проходить лечение в психоневрологическом диспансере Братска. Ему уже далеко за 80 лет. К этому возрасту мужчина практически ослеп, перестал отдавать отчёт своим действиям, и вообще стал слабо понимать, что происходит вокруг. Родственников у него нет, так что он был и остаётся на попечении государства.
В 2017 году в психоневрологический диспансер приехала нотариус. Юриста в лечебное учреждение пригласили заведующая и две медицинские сестры. Они заявили нотариусу, что престарелый пациент Иванов изъявил желание оформить доверенность на одну из медсестёр. По версии женщин, которую они высказывали позднее, это стало бы первым шагом для оформления над пациентом опекунства. Мужчина в силу возраста и болезни не в состоянии самостоятельно снимать со счёта и тратить деньги, заявили медики. Следовательно, в этом ему нужна помощь доверенного лица, которым и должна была стать одна из медсестёр. Как позже выяснилось, планы у медработников были иные, но по всей видимости, нотариус тоже не могла себе представить, что сотрудники психдиспансера воспользуются тяжёлым состоянием престарелого пациента в корыстных целях.
Нотариус составила доверенность, но, естественно, опекунства позже не случилось. Да оно и не рассматривалось всерьёз - за несколько лет никаких попыток его оформить не предпринималось, - рассказывает Анастасия Волкова. - Зато на руках у медработников появилась бумага, которая позволяет распоряжаться банковскими счетами и средствами на них. Сам пациент тоже присутствовал при оформлении доверенности, но в силу болезни и возраста, он уже не понимал, что вокруг него происходит. Он не мог поставить подпись под документом - рукоприкладчиком в этом деле выступила вторая медсестра. Всё это происходило в присутствии заведующей лечебным учреждением.
Получив на руки доверенность, женщины поспешили ей воспользоваться. На момент выдачи документа у Иванова на банковском счету скопилось 1,5 миллиона рублей. Ежемесячно ему приходила пенсия, но деньги он по понятным причинам не тратил. Медсёстры и заведующая разделили снятые средства на равные части: каждый получил по 500 тысяч рублей. Впоследствии доверенностью медики пользовались каждый месяц, снимая по 30 тысяч рублей ежемесячных пенсионных выплат и распределяя их в равных долях между собой.
Больше двух лет медработники опустошали счёт престарелого пациента. В общей сложности врач и медсёстры обогатились на 2,2 миллиона рублей. Вероятно, снятие денег продолжалось бы и дальше, однако в дело вмешался случай. В 2019 году в психоневрологическом диспансере сменилось руководство.
***
Психдиспансер - учреждение, где пациентов, прежде всего, лечат. Здесь они не живут постоянно. Если у пациента крайне тяжёлая форма заболевания, его со временем переводят на постоянное место жительства в специально приспособленные для этого больницы и пансионаты. В Иркутской области такие тоже есть. Новый руководитель братского психдиспансера, заняв пост, обратил внимание, что некоторые пациенты слишком уж долго здесь находятся. По всем показаниям, их уже давно нужно было бы перевести в специализированную больницу, но почему-то до сих пор этого не сделали. Среди таких пациентов был и Иванов.
Для того, чтобы подготовить тяжелобольных пациентов к переводу в лечебные учреждения, где они проживают постоянно, нужно собрать ряд документов, - поясняет Анастасия Волкова. - В том числе должна быть выписка по банковским счетам, которые имеются у пациента. И вот при проверке выяснилось, что у престарелого пациента на протяжении нескольких лет были движения по счёту. Причину долго искать не пришлось. В банковских выписках было указано, кто снимает средства по доверенности - одна из медсестёр психдиспансера.
Всё остальное, уже дело техники, рассказывает следователь. О подозрительных операциях было сообщено в полицию. Начались проверки, которые довольно быстро сузили круг подозреваемых до трёх указанных ранее медицинских работников. В марте 2020 года в отношении женщин возбудили уголовное дело. Во время следственных мероприятий выяснилось, что две медсестры, видимо, ощутив безнаказанность, решили залезть в карман ещё одному тяжело больному пациенту. Назовём его Петров (это тоже ненастоящая фамилия).
Здание психдиспансера
Петров проходил лечение в психдиспансере на протяжении многих лет. Ещё в молодости у него диагностировали тяжёлое психическое расстройство. Мужчина долгое время жил с матерью, которая заботилась о сыне. Когда её не стало, здоровье Петрова резко ухудшилось и его определили в братских психдиспансер. К моменту, когда на его деньги посягнули медики, Петрову было около 50 лет. Но в данном случае возраст особой роли не играет.
Медики попросту обманули пациента, воспользовавшись его доверчивостью, - рассказывает Анастасия Волкова. - Преступный эпизод произошёл в 2019 году. Лечащий врач настойчиво просила мужчину пожертвовать деньги на ремонт отделения - ему регулярно поступали выплаты от государства, которые он не тратил. Потерпевший во время дачи показаний говорил, что ничего необычного в такой просьбе не увидел. Он думал, что раз довольно давно находится в диспансере на лечении, то за это нужно платить. В итоге он посчитал, что медработник говорит правду и согласился снять деньги. Затем медсёстры вместе с пациентом съездили в банк. Под их присмотром он снял 300 тысяч рублей и впоследствии передал своему лечащему врачу. Понятно, что никакого ремонта в отделении никто не сделал.
Примечательно, что в этом эпизоде заведующая отделением (которая участвовала в обкрадывании пожилого мужчины) не участвовала.
***
Несложно посчитать, что ущерб пациентам психдиспансера составил 2,5 миллиона рублей. Женщины обогатились на разные суммы: кто-то получил больше, кто-то - меньше. Тем не менее все они проходили по одному уголовному делу.
Анастасия Волкова рассказывает, что её удивило, с каким цинизмом медицинские работники обкрадывали пациентов. Но ещё больше следователя поразила позиция одной из врачей и одной из медицинских сестёр по факту кражи более двух миллионов людей у незрячего тяжело больного пациента.
Заведующая отделением и медсестра говорили:: а что в этом такого - человек же сам выдал нам доверенность, он сам так решил и с таким решением нужно считаться. Ну и кроме того, говорили они, зачем пациенту такие деньги. Он же не тратит их на еду, медикаменты, на всё остальное, - рассказывает Анастасия Волкова. - Никаких угрызений совести я у них не заметила. У двух других обвиняемых (врача по второму случаю и ещё одной медсестры) видно было раскаяние. Почему тогда участвовали в преступлениях? Объясняли это тем, что поддались на уговоры коллег.
Самое удивительное в этой истории, - продолжает следователь. - Наверное, даже не в том, что они крали деньги (хотя и это тоже), а личности обвиняемых. Врачи - это молодые женщины, медсёстры - женщины постарше. У врачей - хорошие должности, у них и у медсестёр - большой опыт работы без нареканий. С виду - обычные люди. Увидишь таких на улице, никогда не подумаешь, что они способны на преступление. И ведь деньги-то крали не для того, чтобы свести концы с концами или расплатиться по каким-то долгам. Нет. У всех хорошие зарплаты. Когда спрашивали, на что потратили присвоенные средства, никто не говорил о каких-то значительных покупках. На эти деньги покупали продукты, разные вещи, оплачивали коммунальные платежи. Как по мне, этот вопиющий случай - пример банальной человеческой алчности.
***
Рассмотрение уголовного дела по существу длилось больше года. Некоторые обвиняемые, рассказывает следователь, до последнего не признавали и не признают своей вины в преступлении. Тем не менее все участники "преступной группы" получили справедливое наказание, говорит Анастасия Волкова. Раскаявшиеся медработники (врач и медсестра) отделались условными сроками: 3 и 2,5 года соответственно. Не признающие вину завотделением и ещё одна медицинская сестра - получили сроки реальные: 3,5 и 4 года лишения свободы соответственно в колонии общего режима. Причём, врач отправится за решётку только в 2033 году. Суд дал отсрочку до времени, когда ребёнку подсудимой исполнится 14 лет. Все похищенные деньги, конечно, тоже придётся вернуть. Впрочем, приговор в законную силу пока не вступил. Обвиняемые намерены его обжаловать.
Что же до пациентов - Иванова и Петрова - то они уже не в Братске. По медицинским показаниям их должны были перевести в более подходящие для них лечебницы, что и было сделано.