История о том, как комсомольский, атеистический Братск вернулся к православию

30 апреля 2020 г. 19:16 42065

Фото: Автор и открытые источники сети Интернет, в том числе сайт bratsk-pravoslavny.ru


Жизнь и судьба Ольги Черезовой

Новый Братск, конечно же, задумывался, как совершенно атеистический город. Генплан не предусматривал храма даже в дальней перспективе. Богоявленская церковь*, построенная в 1843 году по чертежам, которые выписал из столицы декабрист Муханов, скрылась под холодными водами Ангары в 1961 году.

Отношение советской власти к Богоявленскому храму было странным. С одной стороны, здание было переделано под поселковый клуб, с другой - через три года после окончания Великой Отечественной войны государство взяло храм под охрану как памятник архитектуры. История допотопного, в прямом смысле слова, Братска и Богоявленской церкви, которая была средоточием нравственности и источником образования**, крайне интересна, её вы можете прочитать по этой ссылке. Сообщество «Старый Братск» проделало огромную и бесценную работу.

Богоявленская церковь в старом Братске​

Так или иначе, Братск атеистический очень символично начался с потопа. Не менее символично, что атеистическим он перестанет быть через 33 года (а это не чужая для христианства цифра), после своего основания, в год тысячелетия крещения Руси.

История первого храма нового Братска началась 23 июня 1921 года в деревне Мысы Кировской области. Там в очень бедной семье Черезовых родилась девочка, которую назвали Ольгой. Ей предстояла тяжелейшая жизнь. Буквально через три месяца после рождения Ольга стала сиротой – мать умерла от тифа, отец ушел, оставив ребёнка бабушке и дедушке. Чтобы выжить, девочка побиралась по окрестным сёлам. В школе Ольге удалось окончить только три класса. С 14 лет она работала в колхозе наравне со взрослыми.

Время было страшным, голодным. Однажды в поле, с которого уже увезли снопы пшеницы, она с подругами набрала два ведра зёрен, кропотливо поднимая их с земли, наклоняясь почти за каждым. Девушек поймали и осудили, как раньше говорили, «за колоски».

За несколько лет до этого, 7 августа 1932 года, Совет народных комиссаров совместно с ЦИК СССР принял постановление, ужесточающее ответственность за хищение социалистической собственности – так называемый, «закон о трёх колосках». В качестве «меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников» предусматривалось лишение свободы на срок от 5-ти до 10 лет. Осуждённые по этому закону не подлежали амнистии.

Ольге Черезовой дали пять лет лагерей. В лагерь под Усольем-Сибирским осужденных гнали пешком. Днём они шли, ночью спали в чистом поле или, если повезёт, под первой попавшейся крышей. В некоторых вариантах биографии Ольги Черезовой, а о ней много писали, ничего нет о лагерном периоде её жизни. 

Михаил Мефодиевич и Ольга Степановна Черезовы. Братск 1963 г.

Ольга Черезова:

- Работая в колхозе, сошлась с мужем – познакомились. Семь лет дружили мы с моим мужичком. А на восьмой сошлись. Вот так! А почему? Два года мы дружили, а потом пять лет он служил в Морфлоте. Только он, значит, отслужил пять лет, сегодня-завтра надо уже домой ехать — все, война! И сразу их в бой. Всех, говорит, как покрошило, моряков. А его ранило в глаз. Ему выняли глаз. Он семь месяцев в госпитале был – участь такая. Ну и все – приехал, мы стали жить с ним. Тридцать четыре года с ним жила.

Здесь и далее прямая речь Ольги Черезовой цитируется по материалам сайта «Имена Братска».

Вдвоём с мужем Ольга поехала на строительство Братской ГЭС, чтобы перечеркнуть старую жизнь и начать новую, с чистого листа, среди задорных комсомольцев.

Первое время Черезовы жили в палатке, потом сами себе построили дом на улице Вихоревской. Вскоре родились две девочки – в семье затеплилось счастье. Ольга работала поваром, муж - строителем, дети ходили в садик, проказничали, росли, учились, окончили школу, потом одна дочка окончила педучилище, другая медучилище…

Мир рухнул в черноту в 1971 году, когда в один из вечеров дочери Ольги Черезовой пошли в кино и больше не вернулись домой. Их сбил пьяный водитель самосвала. Говорят, что они умерли уже в больнице. Говорят, что мать видела смерть своих детей.    

Похороны Нины и Татьяны Черезовых

Ольга Черезова мучилась так, что соседи не оставляли ее одну ни днем, ни ночью. Бабушка-соседка уговорила Ольгу съездить в монастырь в Литву.

В доме Ольги Черезовой стали собираться люди. К середине 70-х годов приход Ольги Черезовой насчитывал уже больше десяти человек. По большим праздникам православная община ездила в храм города Тулуна. Тулунские священники тоже приезжали в Братск – исповедовали, причащали православных.

Ольга Черезова:

- Стала ездить по монастырям – очень много, шестнадцать раз – в Эстонию, в Латвии была и так далее, и так далее. Одного мужа оставляла… Десять лет в Тулун ездили мы. Вот соберу вместе старушек — и повезла в Тулун. Там нас признали очень, священники принимали — два. В Тулуне две церкви, есть там около вокзала и тут. Батюшки заревновали:
— Ольга Степановна, почему повела туда, к отцу Калиннику? Почему не ко мне? Ты же городская. Городские, давайте сюда!
В общем, ездила-ездила в Тулун, по монастырям, и они приезжали ко мне в дом – причащали. Отца Калинника даже хотели освободить от служения за то, что он ездил к нам. Я хлопотала, чтобы он строил нам церковь. А владыка Серапион не отпускал:
— Ты что сделала? Ты у нас хочешь отца Калинника отнять? Я его лишу сана.

Атеистическая политика и попрание православия привели Братск к расцвету сектантства разного толка. Разумеется, секты адвентистов или евангелистов тоже не поощрялись советской властью, но в сознании обывателя большой разницы между ними и православной верой, которая за несколько сотен лет сформировала культуру и менталитет России, не существовало. Впрочем, большинство атеистов, особенно воинствующих, и сейчас разницы не хотят понимать или не могут.

Тулунские священники, наладившие связи с братской православной общиной, посоветовали братчанам хлопотать о своей церкви.

Сергей Недленович Кузмичев, прихожанин:

- Ей приснился сон, и во сне она видела Апостола Петра, который сказал ей: «Не отчаивайся, все будет хорошо, все у тебя получится».

Сергей Недленович Кузмичев

Ольга Черезова:

- Сижу дома, плачу – как это мы в Сибири останемся без церкви, без всего! Только легла и вижу во сне – Господь сам пришел ко мне! Поверите, нет! Вот Господь передо мною! Я сижу на стуле, а он подошел ко мне близко и говорит: «А сдаваться-то нельзя!» Три раза сказал: «А сдаваться-то нельзя!». Я Марии говорю: «Все! Завтра же поеду в Иркутск. Будет церковь! Все равно будет церковь!» Сама – плачу.

 

Каковы были цена и цвет религии в то время?

Получить разрешение на строительство культового сооружения в советском городе, да ещё и изначально атеистическом, было практически невозможно. Сопротивление строительству православного храма было огромным. Как со стороны власти, так и со стороны сектантов. Понять силу этого сопротивления из сегодняшнего дня очень трудно. Антирелигиозная пропаганда в СССР была поставлена очень широко. Она была практически повсеместно, на разных уровнях – даже на братском телевидении, как говорят, была отдельная атеистическая передача.

Визуальные средства антирелигиозной пропаганды отличались резкими цветовыми контрастами. Религия, все её атрибуты, были черного цвета, а всё, что она закрывала собой на плакатах и карикатурах, дышало яркими цветами.

Религия была приравнена к пьянству, наркомании и антисоветизму (читай – предательству Родины), хотя интересно, что чисто математически тут был парадокс – само по себе пьянство антисоветизму почему-то не равнялось.

Характерно, что при этом, по старинной нашей национальной традиции, невзирая ни на что, и рядовые братчане, и партийные работники праздновали некоторые православные праздники, и многие были крещеными людьми.

Не стоит, однако, думать, что эта пропаганда существовала ради самой себя. Она всегда была серьёзным оружием. Интересно, что в это же самое время с другой стороны океана безбожие советских людей использовалось для создания образа врага.

А в 1983 году, когда мир находился на грани атомной войны*** как никогда до и после этого, президент США Рональд Рейган произнёс свою знаменитую речь, в которой СССР был назван «империей зла». Ну, кажется, причём тут речь президента и война? Но именно из этих слов главы государства стало понятно, что госпропаганда США начала целенаправленно внушать своим гражданам образ советских людей как «недочеловеков», которых, в сущности, не жалко.

Цитаты из речи президента США Рональда Рейгана:

- Декларация Независимости упоминает Бога не менее четырех раз. «В Бога Мы Верим» выгравировано на наших зданиях. Верховный Суд открывает свои заседания молитвой. И члены Конгресса открывают свои сессии молитвой. <…> Есть грех и зло в мире, и нам предписывается Священным писанием и Иисусом Христом противостоять этому. <…> Много лет назад я услышал высказывание одного молодого отца в Калифорнии, обращенное к многочисленной толпе народа: «Я предпочту увидеть, что мои маленькие девочки умрут сейчас, все еще веря в Бога, чем если бы они росли при коммунизме и однажды умерли, больше не веря в Бога». <….> Я полагаю, что коммунизм — это грустная, причудливая глава в человеческой истории, чьи последние страницы теперь пишутся.

Да, вот такая речь президента США – главы государства и ядерной державы. Но мы знаем, что «старые маразматики» сидели только в Политбюро ЦК КПСС (это сарказм, если что).

Строительство храма в Братске благословил патриарх

Бабушка Оля, конечно, ни о какой пропаганде в США не ведала. С частью общины она поехала к архиепископу Серапиону, управляющему Иркутской и Читинской епархией, который посоветовал написать прошение патриарху Пимену в Москву об открытии прихода. Вскоре патриарх прислал свое благословение братским христианам. После благословления Пимена православные Братска укрепились в своём желании иметь свой храм.

Для получения разрешения на открытие церкви надо было собрать подписи не менее трёхсот человек. Возглавившую православное течение бабушку Олю запугивали, избивали, бывало даже, как говорят, стреляли в неё.

Мария Михайловна Гончарова, прихожанка Свято-Успенского храма:

- Да, гнали Олюшку отовсюду. Она рассказывала, мол, выгонят меня из кабинета. Я выйду, под дверью постою, да и снова зайду.

Мария Михайловна Гончарова, прихожанка Свято-Успенского храма

Только с третьего раза удалось оформить списки и подписи правильно. В 1980 году Падунский райисполком Совета народных депутатов разрешил «регистрацию религиозной общины, с правом использования домовладения гр. Черезовой О.С. под молитвенный дом». Впрочем, дом Ольги Степановны и до этого решения уже был местом встречи православных не только Братска, но и прилегающих районов.

Ольга Черезова:

- Меня и секретарь выгоняла-выгоняла: «Что ты, Ольга, задумала? Ты поставила в своем доме всякие иконы — и молись!». Не иконы, а деревяшки – так они называли. А я говорю: «Нам надо церковь, чтобы весь народ молился». Очень-очень просила. Но когда из Москвы пришло, я пошла туда. Говорю, вот вам, пожалуйста, из Москвы вот такое дело – нам разрешили. Когда Саврицкий был председатель, он не давал, меня гнал, я говорю: «Вы зря меня гоните. Не я пришла, Господь прислал!». А он (подняла вверх руки со сжатыми кулаками): «Ольга! Я буду тебя судить! Я, Ольга, тебя засужу! Иди отсюда, от меня!».

В этом же году религиозной общине было передано здание, принадлежащее БПАТП №1 по ул. Полевой, 3 – то есть, тот самый дом, из которого постепенно отстроился Свято-Успенский храм.

Ольга Черезова:

- Этих двух хозяев перевели на Правый берег, там им комнаты дали. Давай разламывать этот дом. Я старушек набираю. Со старушками строили. Только сами. Никто не помог. Покупали материал, собирали (деньги — ред.), кто 5 рублей соберет – тогда дорогие деньги были. У меня свои маленько были. Ну, ничего. В общем, построили. Не до конца – два года строили. А последнее время уже мне стало плохо, заболела и очень заневидела – очень расстраивалась и переживала, пришлось в больницу идти. На глаз операцию делали. А батюшка ездил, материал составлял — все сам. А я работала – алтарь обивала. Мне положат на алтарь ДВП, а я сама на коленочках пробиваю гвозди. Потом наняли строителей – 4 бригады. В одной было 11 человек заключенных. На Правом берегу, помните, заключенные жили на поселении? Батюшка поговорил с ними. Они рады очень были. И вот приходили, строили. Вплоть до туалета при мне строили. А потом я заболела маленько, сдала.

В 1980 году на Рождество состоялась первая Божественная литургия, а в 1982 году 6 декабря храм был освящен Ювеналием, архиепископом Иркутским и Читинским.

Человек, который окрестил Братск

В 1983 году в Братск в Свято-Успенский храм приехал священник отец Анатолий (Зайшлый).

Марина Юрьевна Сташ:

- Иконы тогда в храме были всякие разные. Иногда даже просто черно-белые ксерокопии в окладе из фольги. Отец Анатолий появился в Братске в момент, когда в стране начался хаос – начали рушиться моральные ориентиры. И люди потянулись к нему. Иногда по сто человек в день крестились. Он у каждого внимательно принимал исповедь, разговаривал с каждым… Можно сказать, что он тогда покрестил Братск. В нём какая-то огромная сила заложена. Я в первый раз в храм пришла, только начала исповедь, и вдруг зарыдала. Я тону в собственных слезах, захлёбываюсь в них, а он внимательно слушает меня, не торопит, не подгоняет, хотя позади меня ещё несколько десятков человек стоит…

Анатолий Прокопьевич Зайшлый, уроженец г. Винница (Украина) тоже прошел непростой путь к православию - через толстовство, через неудачную попытку учебы в духовной семинарии Одессы, через работу истопником и дворником.

Анатолий Зайшлый:

- Я мяса два года не ел, пока плохо не стало. Потом поступил в одесскую семинарию, но на дворе начало 70-х, священство не в почёте, и учиться просто не дали. https://moe-kursk.ru/othernews/213739

Анатолий Прокопьевич Зайшлый. Наши дни

После многих лет гонений на церковь, в условиях полной потери ориентиров, благодаря харизме и некоторой эксцентричности – для обывателя нормальной, но для священника непривычной - Анатолий Зайшлый стал очень популярным человеком в Братске, как среди прихожан, так и среди городского начальства и интеллигенции. В Братске отец Анатолий стал первым и последним священнослужителем – членом городского Совета народных депутатов.

Сейчас Анатолий Зайшлый живёт в Курске, служит в храмах у Южного кладбища и в селе Букреевка Курского района. Иногда приезжает на Байкал. Рассказывают, что многие братчане в это время наведываются к нему в гости.

Полноценный, настоящий храм в Братске разрешили строить только в 1988 году – в год тысячелетия крещения Руси. Планировалось, что будет построен целый храмовый комплекс имени преподобного Андрея Рублёва. В 1991 году был построен первый в комплексе храм Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Протоиерей Андрей Огородников, в 1992-2017 г.г. настоятель храма Всех Святых, в земле Российской просиявших 

В августе 1992 года бывший инженер Братскгэсстроя Андрей Огородников был назначен настоятелем храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, вместо первого настоятеля — отца Анатолия. Отец Андрей скончался 21 ноября 2019 года, незадолго до 60-летия.

 

Мария Михайловна Гончарова:

- К Оле всегда приезжали из деревень, с севера области. Ночевали, жили. У неё для всех были кров и еда. Сама она жила очень и очень скромно. Ничего не имела. Мои однажды накопали на зиму картошки совсем немного, Олюшка говорит – бери мою всю. Я говорю, Олюшка, да как же так, ты же без пропитания останешься. А она говорит, Бог меня прокормит. До последней секунды она была с Богом. Вечером исповедовалась, я проводила её, а утром она не пришла, мы проходим мимо дома, а она сидит у окна за столом – вот на этом самом месте, где я сейчас сижу, голову откинула. В руках Евангелие у неё было.

Ольга Черезова скончалась на 94-м году жизни 6 июля 2014 года. 9 июля её отпели в храме, который она построила.

 

* Первое богослужение в Братском остроге прошло в 1649 году.

** Здесь надо сделать важное замечание для воинствующих атеистов. Православие занимается душой человека, а не борьбой с образованием и наукой. Именно церковно-приходские школы России дали первое образование людям, которые в свое время сделали открытия в разных областях науки.

***1 сентября 1983 года произошел инцидент с корейским «Боингом», призванный закрепить за СССР статус империи зла. Через 26 дней система предупреждения о ракетном нападении выдала сообщение о запуске ракет со стороны США. Через месяц  начались полномасштабные командные учения НАТО Able Archer 83. В ходе учений в какой-то момент войска альянса вошли в режим полного радиомолчания, что на фоне риторики руководства США могло означать начало ядерного удара в ближайшие часы. Генштаб МО СССР в эти часы предположил нанести превентивный удар ракетами по Западной Европе. Что спасло мир тогда, мы узнаем очень нескоро.

Послесловие

Предыдущие тексты нашей рубрики:

Остров Братск

Как и за что дрались подростки Братска в 60-80-х годах прошлого века

Как братчане – инженеры, рабочие, врачи и учителя сами себе строили жильё. И делали это лучше профессионалов

Радиохулиганы в Братске: чем жили, кого боялись и как исчезли

Во времена СССР в Братске был ансамбль, которому было разрешено играть любую музыку

Как и чему учились братчане в советской школе

Как появились и чем жили дискотеки в Братске в прошлом веке

Как Братск пил, запивался, а потом лечился от алкоголизма

К сожалению, режим изоляции очень ограничивает живое общение с интересующими нас людьми. Одна из запланированных тем - «Голубятни в Братске». До начала карантина нам удалось встретиться с семьёй одного заводчика голубей. Но, к сожалению, больше контактов найти не удалось. А потому, уважаемые любители голубей, напишите нам письмо на почту nefhistorybratsk@ya.ru, оставьте свои координаты.  

Также напомнаем,что поправки и ваши дополнения к текстам принимаются с удовольствием.

Также автор особенно нуждается в историях о том, как проходили свадьбы в Братске в 60-80-х годах, и очень хотелось бы поговорить с председателями первых дачных и гаражных кооперативов.

Интересные и содержательные письма (право выбора мы оставляем за собой) мы обязательно (если это потребуется) литературно обработаем и опубликуем. Ваши истории выслушаем по телефону: 8924-61-33-041. Ваши фотографии обязательно рассмотрим, приехав к вам в гости, лучшие из них (право выбора за нами) откопируем на месте и тоже опубликуем, с указанием вашего авторства.

Пожалуйста, пишите.

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: