Сеанс разоблачения с графической схемой и пояснениями
Когда в город приходят федеральные и областные средства по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, высокопоставленные чиновники городской администрации с завидным постоянством действуют в интересах одних и тех же частных фирм, и в этом явлении можно усмотреть все признаки коррупции. Давайте разберемся, какой путь проходят федеральные и областные средства, попадая в Братск.
Этап первый
Если опустить несущественные для нашего расследования межбюджетные отношения, то немалые государственные деньги сначала «падают» в бюджет города. Конкретно, в «распоряжение» Комитета по градостроительству (далее - КГС) председателем которого является Владимир Вершинин.
Этап второй
Далее по поручению КГС Муниципальное казенное учреждение «Дирекция капитального строительства и ремонта» (далее МКУ ДКСР) выступает ЗАКАЗЧИКОМ СТРОИТЕЛЬСТВА, составляет конкурсное задание для фирм (о нём подробней ниже), которые потенциально могут принять участие в строительстве. Условия конкурса составляются, как правило, достаточно специфические. Согласно им, получить право застройки во многих случаях может только другое муниципальное учреждение - «Дирекция капитального строительства и ремонта» (далее МП ДКСР). Многие конкурсы практически не выходят за рамки одного офиса, участвуют в нём два муниципальных предприятия.
Этап третий
МП ДКСР, выиграв конкурс и став ЗАСТРОЙЩИКОМ, нанимает подрядчика, поскольку само строить ничего и не собиралось. Теперь никаких конкурсов проводить не нужно, или же они могут носить формальный характер. Необходимо только волевое решение, например, выбрать подрядчиком ООО «Стройкоминвест» или ООО «Стройком», или ООО «Граффит», или ООО «Аякс» - все эти фирмы, так или иначе, связаны с Владимиром Вершининым (на фото).
Например, в «Стройкоме» и «Стройкоминвесте» Владимир Вершинин был когда-то соучредителем - то с Константином Орловым, то с Владимиром Манкевичем. Последний, в свою очередь, - соучредитель ООО «Граффит». И с соучредителем ООО «Аякс» Владимир Вершинин тоже когда-то вместе создавал фирму ООО «Братскдорстрой».
Общая сумма средств, освоенных таких путем, равняется, приблизительно, 600 миллионам рублей, вместе с тремя домами, отданными на строительство ООО «Стройком» 1 апреля 2016 года (https://tkgorod.ru/news/9310). Но впереди - ещё больше денег:
- В течение 2014-2017 годов нам предстоит ликвидировать 161 тысячу квадратных метров аварийного жилья и переселить более 10 тысяч граждан, - рассказал мэр Братска Сергей Серебренников. – Задача непростая, сложная и масштабная, но мы готовы заняться этой проблемой. Общая сумма затрат на переселение оценивается в 6 миллиардов рублей.
Этап четвертый
Подрядчик имеет право нанимать субподрядчиков. Теоретически, друзьям Владимира Вершинина можно не особо стараться – деньги теперь у них. Субподрядчики могут, в случае чего, обанкротиться, исчезнуть, и тогда строительство будут заканчивать другие фирмы, которые тоже могут быть связаны с Владимиром Вершининым.
Вероятно, в своё время схема была опробована на фирме «Темп-2» при строительстве дома по ул. Байкальская, 5. После того как компания «Темп-2» получила деньги (более 27 млн рублей), началась процедура её банкротства, и фирма, можно сказать, прекратила своё существование вместе с перечисленными деньгами. Тогда из бюджетов пропали 27 894 296 рублей (https://tkgorod.ru/news/8697). Дом пришлось достраивать другим компаниям – ООО «Стройком» (директор К.В. Орлов) и ООО БСР-1 (директор К.Д. Зигун). Позже эти компании легко отсудили у администрации 10 млн рублей, а новый дом спустя 6 лет признали аварийным.
Почему конкурсы выигрывает МП ДКСР?
По условиям конкурса, у застройщика должна быть земля, арендованная для строительства жилых домов. Но проблема в том, что этой земли у потенциальных застройщиков нет. Зато она есть у МП ДКСР.
Каким образом?
Вообще муниципальные земельные участки в обязательном порядке должны разыгрываться по конкурсу. Но конкурс – это потенциальная опасность для работы четкой и отлаженной системы распила бюджета. Однако и комитет управления муниципальным имуществом (КУМИ) не может просто так взять и передать землю МП ДКСР, делать это запрещает закон. Зато закон даёт возможность передать ИМУЩЕСТВО.
Какое это может быть имущество? Да хоть бы и аварийный, а иногда уже и расселенный дом. Но тут опять возникает препятствие – строить на месте существующего дома (пусть и аварийного) невозможно. Однако и это препятствие можно обойти. По документам дом не строится – он РЕКОНСТРУИРУЕТСЯ, хотя, фактически, никакой реконструкции нет, аварийный дом уже снесен, и фундамента от него не осталось. А поскольку сносить здание - долго и затратно, можно заподозрить, что расселенные дома горят с завидным постоянством не просто так – с марта по июнь сгорели уже три дома (https://tkgorod.ru/news/9264).
Но это всё неважно – главное, строят свои люди, свои фирмы. Непонятно лишь, как администрация города отчитывается перед Фондом содействия реформированию ЖКХ. Можно предположить, что в какой-то момент слово «реконструкция» просто выпадает из отчетов.
Дополнительная информация к схеме
Братский «спрут» выработал целую систему «противоядий» от проникновения следственных органов в своё «тело». Самое главное - это «тело» постоянно меняется – мимикрирует. Например, ИП Щербакова прекратило своё существование буквально в феврале 2016 года (нам пока неизвестна степень его участия), а ООО «Граффит» в настоящий момент находится в стадии реорганизации (предположительно, сливается с более крупной иногородней фирмой) и станет частью ООО «Джентри». Вероятно, в схеме появятся новые, но «свои» строительные фирмы. Можно предположить, что через полгода-год вся схема изменится до полной неузнаваемости, и следствию будет очень сложно докопаться до истины. В открытых источниках содержится информация о том, что у ООО «Стройкоминвест» всего два контракта на постройку многоквартирных домов. Но на самом деле МП ДКСР нанимало эту фирму в качестве подрядчика гораздо большее количество раз (естественно, для «Стройкоминвеста» это не государственный контракт, который подлежит «раскрытию», а просто подрядные работы).
О самом лучшем друге Вершинина
Когда-то, ещё в феврале 2011 года, в отношении Владимира Вершинина, который в то время возглавлял муниципальное предприятие «Дирекция капитального строительства и ремонта г. Братска», было возбуждено уголовное дело по подозрению в служебном подлоге. Тогда ущерб бюджетам от «трудов» Владимира Вершинина ещё не превышал 27 млн рублей (ныне он достиг более 45 млн рублей - https://tkgorod.ru/news/9125 ).
После того, как Сергей Серебренников стал мэром, Вершинин вернулся в «серый дом» - обратно, к деньгам. На пресс-конференции в октябре 2014 года Сергея Серебренникова спросили о странном назначении Владимира Вершинина, и мэр ответил (цитата на видеозаписи):
- Моё приглашение Владимира Вершинина осознанно. А то, что было разбирательство, то, что было возбуждено уголовное дело, это ещё ни о чём не говорит. <…> Вершинин не брал ни копейки и ни рубля бюджетного. Я это абсолютно точно знаю. И он для города Братска принесёт много пользы. Это человек честный, профессиональный, и он нам нужен.
То есть, надо полагать, вся эта схема распила бюджетных средств просто невозможна без, как минимум, покровительства главы муниципалитета.
«Чужие» тут тоже проходят
То есть, перед нами типичная «серая схема» проникновения рук чиновников в карман государства. Она позволяет «руководству» обходить конкурсы и аукционы, раздавая заказы тем, кто сделает предложение, от которого будет трудно отказаться.
Странным образом в Братске вдруг появилась строительная фирма «из чужих» - ООО «МонтажСтройСервис» (г. Иркутск). Поговаривают, что она пыталась зайти на строительный рынок Братска ещё до мэрства Сергея Серебренникова, но тогда информацию о ней в администрации проверили и отнеслись к «гастролерам» с некоторым недоверием. А сегодняшняя администрация города вдруг воодушевилась появлением этой организации, то есть фирма начала получать контракты.
Вероятно, и в ООО «МонтажСтройСервис» поверили, что им теперь всё можно, а потому дом по ул. Енисейской, 17«г» в народе называют «плачущим».
- Вентиляция не работает ни на кухне, ни в ванной. В ванной холодно. В коридоре, в ванной - плесень. На кухне плесень коричневая, зеленая, розовая, сейчас желтая пошла плесень. Плюс еще подоконник начал шататься на кухне, - жалуется нашим коллегам из БСТ Лариса Подпорина, владелица квартиры в «плачущем» доме, построенном «МонтажСтройСервисом».
Просим считать данный текст официальным обращением в органы Прокуратуры города Братска.