В Братске об изобретателе Станиславе Коломийце* сегодня помнит только поколение 50+, но в истории его изобретений и попыток внедрить их в реальную жизнь есть много поучительного для тех, кто однажды попытается преодолеть силу притяжения Братска.
Станислав Коломиец мог стать великим ученым-инженером, не только изменить конструкцию автомобилей, но и выработать совершенно иной подход к системе человек-машина. Он мог бы всё это сделать, он пытался, но в значительной степени ему помешали военное время и фронтовое детство, отнявшее возможность обучения. А путь самоучки куда сложнее, тем более, что, например, в отличие от Михаила Калашникова Станислав Коломиец представил свои изобретения, будучи уже в очень зрелом возрасте. Не будь войны - кто знает, может быть, советское автомобилестроение имело бы свой суперавтомобиль - аналог автомата Калашникова.
Легенда это или нет, но рассказывают**, что МАЗ Станислава Коломийца буквально влетел в центр Москвы в сопровождении преследующих его нескольких милицейских «Волг». По простоте душевной водитель из Братска задумал рассказать о своём изобретении сразу в Кремле и решил подъехать к Красной площади поближе. Он остановился только возле ГУМа и там уже объяснил полковнику милиции из кортежа преследователей цель своего визита.
Станислав Коломиец:
- Газовые турбины для наддува — они крутятся от выхлопных газов - вместо того, чтобы увеличивать мощность, «давили» двигатель. А сами ломались. У меня 12 штук полетели… Они прямо не дают покоя, эти выхлопные газы... И поставил я, ребята, свой нагнетатель! Когда работал в Усть-Илимске на затяжных подъемах при минус пятидесяти, стал замечать, что бак заправляю все реже и реже. Однажды проверил расход топлива — на 40 процентов меньше...
(здесь и далее прямая речь Станислава Коломийца цитируется по материалу М. Воздвиженского «Испытания Станислава Коломийца» в журнале «Изобретатель и рационализатор» №4 1986 г.)
Милиционеры, как ни странно, рассказали Коломийцу, куда лучше обратиться, с какой стороны подойти к Кремлю, как вызывать нужного человека. И действительно, к Станиславу Михайловичу вышел инструктор ЦК КПСС Борис Петрович Байбородов и внимательно выслушал его.
— Чего только я не перепробовал, - взволнованно объяснял ему Коломиец. — Сначала поставил гидравлическую турбину - не понравилось. Потом - нагнетатель с гидрообъемным приводом. Хотелось идти в гору на 2-3 передаче, и я достиг 25-30 км/ч. Я искал нагнетатель, который был бы доступен. Снял с двухтактного дизеля ЯАЗ-204 и приспособил привод от ведущего вала коробки передач. Эффект сильный. Я взбираюсь на гору на большой скорости. В общем, когда все было сделано, и пошла экономия топлива, главный инженер Усть-Илимского лесопромышленного комплекса говорит: езжай в Иркутск, может, оформят заявку — это же изобретение... Но в Иркутске специалистов не оказалось. Вот и послали меня в Москву... Эксперт ВНИИГПЭ послушал насчет 40 процентов, сказал: «Не может быть!». Этим и кончилось... Но у меня не только наддув изменен, не только стоит новый нагнетатель — на машине иная подвеска, новая система электрообеспечения. И машина у меня уникальная: 950 тысяч километров с одним капремонтом...
На другой день Байбородов попросил Минавтопром, чтобы тот дал распоряжение своему головному Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) провести испытания машины Коломийца.
О духе времени
Тут важно почувствовать дух самодельничества 80-х годов. Именно это время стало порой расцвета движения народных умельцев, которые получили на центральном телевидении даже свою передачу «Это вы можете» (ЭВМ). Значительная часть созданного энтузиастами касалась авто- и мототранспорта, потому что именно в этой сфере был наибольший дефицит и он восполнялся гражданами СССР самостоятельно.
Фото из открытых источников сети Интернет
Идеи самодельщиков были самые смелые, местами даже эпатажные, однако хромала культура производства. Откровенно говоря, большинство самоделок презентабельно смотрелись только издалека. Впрочем, на то была веская причина – делались они, в сущности, из деталей, найденных на свалке.
***
Станислав Михайлович воевал - будучи четырнадцатилетним «сыном полка», водил боевые машины. Все свои усовершенствования Коломиец, успевший окончить только шесть классов школы, делал по наитию, «на глазок». Рассказывают, что он не способен был начертить даже простенький эскиз, с трудом пояснял свою идею, ибо не владел теоретическими знаниями механики или сопромата. Но при этом из-под рук его выходили совершенные, экономичные, выверенные до микрона и грамма сложнейшие узлы современного автомобиля**.
Если вы когда-нибудь хотели знать, как выглядит и по какому принципу работает талант, вот вам живой пример. Так понимать технику, так знать движение ключевых узлов, чувствовать напряжение и свободу металла, вдох и выдох двигателя (надо же ещё ощутить, тяжел этот выдох или лёгок, в зависимости от протяженности, диаметра и геометрии железных патрубков) человек может в том случае, если полностью ассоциирует себя с машиной, сам становится механизмом в этот момент. Дано это очень немногим.
- Станислав Михайлович своими руками превратил медлительный, дымящий и расточительный грузовик МАЗ-500 с пробегом в ОДИН МИЛЛИОН километров в быстрый, экономичный и более удобный в работе автомобиль, - вспоминает патентный поверенный, инженер Валентин Ридера, который с 1983 года работал руководителем Бюро рационализации и изобретательства НАМИ***. - Стратегия Коломиеца – «автоматически отключай ненужное в данный момент времени» опередила методы повышения топливной и экологической эффективности, ставшие лишь к прошлому десятилетию (статья написана в 2013 году – авт.) обычными у мировых производителей автомобилей. Полагаю, что Коломиец остро ощущал себя элементом системы «человек – автомобиль – дорога» (даже не зная о столь наукообразном словообразовании) и чуял, что именно надо сделать с автомобилем, чтобы человеку было легче работать на дороге.
МАЗ-500. Фото из открытых источников сети Интернет
С большой долей вероятности, если бы Коломиец пришел в НАМИ лишь с чертежами и расчетами, а не приехал на уже готовом изделии, шансов быть принятым и понятым у него было бы в разы меньше. Изобретателей-практиков везде ценят больше и понимают лучше, чем теоретиков.
Друг Станислава Коломийца, братчанин Михаил Иванович Бируля:
- На КамАЗах-лесовозах часто «летел» диск сцепления, но чтоб его снять, надо снять коробку, поменять диск сцепления и всё поставить обратно. У слесарей на всё это уходило два дня. Коломиец посмотрел на это все и сделал коробку на направляющих, которые были прикреплены к раме двигателя. Коробка откручивалась – сдвигалась назад по направляющим, менялся диск сцепления, и на всё это уходило всего несколько часов.
О духе времени
Но надо заметить, что далеко не все самоделки касались личных интересов изобретателей. Пытливый ум не давал покоя советским людям во всех сферах.
Передача длинная, но её стоит посмотреть и оценить уровень дискуссии и доводы выступающих
Народные умельцы производили мотоплуги, инвалидные коляски, автоматизированные линии приготовления блинов или оладий, станки и инструменты. Иногда конструкторам давали «зелёный свет» в профильных министерствах, выделяли производственные площади, но каким-то широким технологическим прорывом это не заканчивалось. Отчасти потому, что изобретение в СССР не приводило к росту прибыли и улучшению качества жизни и самого изобретателя, и тех, кто его «приютил». Разумеется, не было и частных инвесторов.
***
Коломийцу решили выделить новый на то время МАЗ-5432. Но получил его Станислав Михайлович не сразу. На Минском заводе ему предложили МАЗ-500 (на таком же автомобиле он уже проехал почти миллион километров), объяснив, что МАЗ-5432 идет по строго контролируемым разнарядкам.
Ну, поставьте себя на место завода. К вам приезжает какой-то умелец из глухой Сибири, который собирается доказать, что ваш автомобиль, в котором воплотили всю передовую на то время конструкторскую мысль, требует доработки и, мягко говоря, несовершенен.
Целую неделю Коломиец ходил по Минавтопрому и Минлеспрому, добиваясь, чтобы одно ведомство передало свои фонды другому. Однажды два часа простоял в приемной замминистра. Аккуратно одетый референт бурчал: «С каких это пор шоферюги шатаются по министерству? Новый МАЗ ему подавай для эксперимента... Чего настырничать?..».
Коломиец не выдержал. «В леспромхозе, где я работаю уже 20 лет, — жестко сказал он, — меня не колют моей должностью... А потом, я много старше вас, и было бы не лишне предложить мне стул. Почему я должен стоять перед вами? Я не проситель...».**
- Неформальный человеческий потенциал Коломиеца был столь силен и ярок, что с первых же дней общения с ним сначала возникало ощущение, а затем и полное понимание того, что этому человеку надо помогать. И помогать всеми доступными средствами! - говорит инженер Валентин Ридера.
Коломиец перегнал новый МАЗ-5432 в Братск, где должен был переоборудовать его за пять месяцев. Так договорились с НАМИ, так он обещал Байбородову. В своем автохозяйстве ему должны были выделить помощников: слесаря, токаря, сварщика.
Перечень оговоренных с начальством работ он изменил, добавив много новых.
МАЗ-5432. Фото из открытых источников сети Интернет
Михаил Бируля:
- Он останавливал свой МАЗ перед подъёмом, который, когда с Вихоревки едешь, самый длинный, заводил его и поднимался вверх на скорости 70 километров в час. Ни в какое сравнение с теми МАЗами, которые выпускал завод, МАЗ Коломийца не шел. По легенде, дом на ул. Советской, 7 был построен на деньги, которые сэкономили МАЗы Коломийца, и он там получил квартиру, она была как раз над столовой там.
Новый автомобиль МАЗ-5432 Станислав Коломиец оснастил объемным нагнетателем для наддува; клапаном, связанным с педалью сцепления; новой подвеской переднего моста, оснащенной двумя пневмоцилиндрами и парой пружин; новым узлом переключения коробки скоростей; новой системой осушки воздуха; камазовской коробкой передач; новой подвеской сиденья, увеличенным ходом на подшипниках качения; новой системой зарядки аккумуляторов; новым глушителем. В кабине Коломиец установил розетку на 220 вольт для бритья и перед кабиной - ступеньку для мытья передних стекол, подумал даже о том, чтобы вода для мытья была горячей...
- При поддержке НАМИ, его автополигона и, разумеется, профильных министерств, получив новый МАЗ-5432, зимой 1983/84 г. он его переконструировал, и в результате тягово-скоростные параметры модернизированного автомобиля выросли на 18% (горная дорога), осредненный расход топлива снизился на 12%, плавность хода возросла на 25%, - вспоминает инженер Валентин Ридера.
Справедливости ради надо сказать, что в другой статье получилось найти немного другие цифры уменьшения расхода топлива — на 25% в сравнении с контрольными замерами у серийного автомобиля, но эту разницу можно списать на восторг журналиста.
Станислав Коломиец:
- Проверяли шум двигателя. Сначала было восхищение: не хуже, чем у самых последних зарубежных образцов. Но тут же: «А за счет чего? Как-то не вяжется...». Заставили убрать из кабины не только матрацы, но и простыни, а шум оставался ничтожным.
По ходу работ по модернизации нового МАЗа Коломиец чуть не погиб. Двести килограммов коробки передач вдруг прижали его к полу. Был поздний вечер, в гараже не было ни души. Три часа пролежал он на бетоне. Потом по миллиметру выбирался из-под железной туши. Выбрался! Новый МАЗ поехал в Москву на «проверку работы».
О духе времени
Это ощущение, что смешение разных импортных стандартов и советских ГОСТов при некой правильной комбинации, известной только избранным, может вдруг привести к прямо-таки волшебным результатам, - оно просто витало в воздухе и посещало умы сразу многих людей.
Юлиан Семёнов, «ТАСС уполномочен заявить»:
– Механик гаража. Прекрасный, надо сказать, механик. Поставил на «Волгу» Зотова карбюратор «Фиата» – теперь летает, как спутник, шепотом дает полтораста километров.
– Как? – удивился Славин. – Почему шепотом?
– Тихо, без натуги.
***
Давайте будем честны - Коломиец был человеком огромного таланта, но если бы из МАЗа хотели сделать КамАЗ – просто перестали бы делать МАЗ. Объективно, «Жигули» были лучше «Москвича», а тот лучше «Запорожца», но производились три марки одновременно. В том, что Коломиец дополнил МАЗ деталями других серийных машин, можно усмотреть незаурядные способности Станислава Михайловича в понимании жизни мотора. Но у каждой машины своё предназначение, свой ресурс двигателя и каждого отдельного узла в нём, сопряженный при этом с ресурсами остальных деталей. Если бы в автомобилестроении было так просто усовершенствовать машину, собрав все лучшие агрегаты в одном корпусе, на том конструкторская мысль и остановилась бы.
На испытаниях модернизированного им МАЗа-5432 Станислав Коломиец почувствовал, что голос стал садиться, пропадать. Сотрудники НАМИ устроили его в онкологический центр Академии медицинских наук. Там Коломийцу сделали операцию, после которой говорить он больше не смог — голосовые связки вырезали... Ему достали специальный аппарат, но тот не усиливал, а только искажал и без того неразборчивый свист из горла. Коломиец усовершенствовал и этот агрегат, и тот заработал как надо. Братчане знают – Станиславу Михайловичу подарили новую жизнь. Вряд ли кто-нибудь так серьёзно взялся бы за его лечение в родном городе.
Станислав Коломиец с внуками (предположительно). Фото Эдгара Брюханенко
Руководство НАМИ отнеслось к изобретателю-самородку с большим вниманием. И директор, и заместитель директора. Станислав Михайлович говорил, что никогда не забудет честных и добросовестных сотрудников полигона Анатолия Владимировича Кнороза и Юрия Павловича Назарова. Ворох организационных дел пришлось взвалить на плечи Анатолию Леонидовичу Безукладникову и Валентину Александровичу Ридера.
- Эксперты патентного отдела НАМИ детально изучили все технические решения Коломиеца, но подготовить и подать удалось только три заявки на изобретения, касающиеся нагнетателя воздуха, автоматизации отключения его привода на переходных режимах и системы выпуска отработавших газов. По остальным решениям результаты патентного поиска мировую (!) новизну не подтвердили. Но в пределах границ СССР все то, что создал Коломиец, было техническим откровением, удивляющим многих, а иногда вызывающим раздражение, – вспоминает инженер Валентин Ридера.
Были, правда, и странные события.
Станислав Коломиец:
- Плохих людей мало, но они очень деятельны. Однажды автомобиль встал - ни с того ни с сего заглох двигатель. «Перетряхнул» всю топливную систему, в отчаянии залез рукой в бак и обнаружил два хорошо свернутых тряпичных тампона, которые забивали топливную трубку...
Так или иначе, было принято решение: переоборудовать пять новых автомобилей МАЗ-5432 уже на Минском автозаводе под руководством самого Коломийца, а заодно изготовить чертежи. Работа с самоучкой-изобретателем была включена в план научно-исследовательских работ Минавтопрома на 1986-1987 годы.
Но для того, чтобы автомобиль МАЗ переконструировать по Коломийцу, потребовалось единогласие Минавтопрома, НАМИ, Минского автозавода и Ярославского моторного. Однако еще на стадии испытаний машины на полигоне представители заводов отказались подписывать акт. Ярославскому заводу выгоднее было выпускать старые, с плохими характеристиками турбокомпрессоры, а Минскому заводу в случае признания новшеств, предложенных Коломийцем, грозит перестройка только что налаженной технологии**.
- Творческий уровень Коломиеца оказался столь высок, что журнал «Изобретатель и рационализатор» присвоил ему звание лауреата конкурса «Техника – колесница прогресса» за 1986 год. В списках лауреатов конкурса за 80-е годы такие изобретатели-гиганты, как оружейник М.Т. Калашников, хирург-травматолог Г.А. Илизаров, компьютерщики Стефан Возняк и Стив Джобс, академик В.П. Глушко и другие. Судите сами – простой «сибирский водила» встал вровень со звездами мировой величины! - вспоминает инженер Валентин Ридера.
Фрагмент статьи о Коломийце в журнале «Изобретатель и рационализатор»
О духе времени
Самые известные самодельщики в СССР - Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфенов. Парни разработали, а затем построили два спортивных автомобиля (трехдверные фастбеки) с названием «Лаура». У автомобилей был очень модный на то время дизайн. Под капотом был агрегат, собранный из деталей автомобилей ВАЗ-2105, «Нива» и «Запорожец».
Слева направо: Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов.
Фото из открытых источников сети Интернет
В 1986 году изобретателей заметили основатель и глава итальянского дизайн-ателье Bertone Нуччио Бертоне и Правительство СССР. По поручению Михаила Горбачёва под Хаинова и Парфенова была организована Ленинградская лаборатория московского Научного автомоторного института (НАМИ). Задача для лаборатории была поставлена грандиозная - на шасси ВАЗ-21083 разработать суперсовременный автомобиль для 2000 года всего за 12 месяцев. Через год изобретатели сделали автомобиль «Охта». В 1988 году «Охту» представили на международном автосалоне в Женеве. Автомобиль действительно обогнал своё время. В СССР ничто и никто не был готов к его производству. Геннадий Хаинов занимался выпуском оригинальных автомобилей малыми сериями, он умер в 2019 году.
Автомобиль «Охта». Фото из открытых источников сети Интернет
- Я знал, что Станислава Михайловича, даже невзирая на подаренный Минавтопромом легковой автомобиль ВАЗ и на полученные им от Минавтопрома и КамАЗа премии, очень тяготили взаимоотношения с некоторыми заводчанами. Давайте вспомним: шла «перестройка»! Средства массовой информации будоражили умы сообщениями о том, что в органах госуправления работают «аппаратчики-бюрократы», а во всех НИИ страны, особенно в Москве, сидят сплошные «бездельники». Мол, вот они все и мешают нормальным людям жить и работать. На этой волне что-то непонятное стало происходить и в Братске – по слухам, там некоторые люди захотели развернуть труды Коломиеца в ином направлении. И 20.08.1988 г. «грянул гром». Газета «Известия», тогда орган Верховного Совета СССР, вторая по значимости и аппаратному весу после партийной газеты «Правда», опубликовала огромную статью (почему-то в траурной рамке!) «Кулибин из Братска. Его машины, друзья и противники» за подписью специального корреспондента Александра Давыдова, - вспоминает инженер Валентин Ридера.
Газета «Известия», «Кулибин из Братска. Его машины, друзья и противники» 20 августа 1988 года.
(Коломиец) Не думал о последствиях, только о деле. А задумался бы - понял: нанес непоправимый урон легенде о естественно-историческом отставании нашего автомобилестроения! С легкой руки изобретателя из Братска над авторитетами, диссертациями, званиями, наградами навис угрожающих размеров вопрос.
***
…братский рационализатор и не предполагал, что за каждым винтиком в серийном автомобиле стоят конкретные люди, очень часто наделенные властью и общественным признанием, и что критика, равно как и самовольное усовершенствование этих винтиков, может в конечном счете нанести ущерб не одному блистательному реноме...
***
Откуда же было знать рядовому водителю, что одновременно с ним в эти же самые годы главный конструктор Ярославского производственного объединения «Автодизель», доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственной премий Г. Чернышев тоже пытался преумножить мощность грузовика. <…> И надо же, в торжественные для главного конструктора <…> энтузиаст из Братска дерзнул приехать в столицу и доказал: ярославский турбокомпрессор - уровень вчерашнего дня.
***
…ведущие западные фирмы бесплатно предоставляют на обкатку свои новинки. Сами покрывают и эксплуатационные расходы. Условие одно - сообщать о малейших несовершенствах. Поступил сигнал - тут же на место вылетает бригада инженеров, разбирается, и, если необходимо, фирма с ходу вносит поправки в конструкцию.
***
Коломиец мог бы в Братске открыть кооператив. Он уже обсуждал этот вопрос на месте - возможность есть. Конечно, в одиночку Станиславу Михайловичу дело не поднять. Но ведь в Братске у него десятки помощников, к тому же город на Ангаре располагает достаточно сильными инженерными кадрами. Многочисленные заказы уже сегодня приходят в Братск. Дело прибыльное - предприятие окупится быстро.
Та самая статья «Известий», перепечатанная в областной газете «Советская молодёжь»
Сегодня в этой статье мы видим уже классический набор «наездов» – некий намёк на «тёмные силы», зажравшихся чиновников (в то время - аппаратчиков), обязательно - прекраснодушный мир за пределами России и рецепт от «специалиста» того, как должно быть.
- События сотрудничества со Станиславом Михайловичем были передернуты, искажены и опорочены; досужие измышления густо «украшали» статью. Без призыва «менять систему», разумеется, не обошлось. Как менять? Да просто надо Коломиецу порвать с Минавтопромом и открыть в Братске «…настоящее производство…» своих МАЗов – кооперативное, «…продукция которого будет полностью освобождена от технического ценза Министерства». Мы, непосредственные участники и организаторы сотрудничества, искренне любившие и уважавшие Коломиеца и отдававшие ему и его делам не только служебное время, были в шоке от несправедливости и, по сути дела, клеветы, - вспоминает инженер Валентин Ридера.
Честно говоря, сложно представить человека, который в 1988 году дал команду «Известиям» (!) написать эту статью, а потом повторить её в региональном издании – 23 августа этот же текст вышел в газете «Советская молодёжь», а 25 августа - в городской газете «Красное знамя».
Прямо видится какой-то заговор. Кажется, будто был в Братске некто, мечтавший новации Коломийца обратить в собственное широкое производство, но в реальности никто и ничего тогда не понимал в бизнесе (да он ещё толком и не появился), а если и строил планы производства, то, как ни странно, не от большого ума. Другое дело, что желание «нагнуть систему» печатным словом прямо-таки свербело умы редакторов и журналистов от Москвы до Владивостока. Время было такое. Очень странное. Казалось, что над страной, в космосе, заработало какое-то психотропное оружие.
В сегодняшней шутке о том, что велосипедисты и урбанисты разрушат государство, есть только доля шутки. В своё время советские изобретатели-самодельщики, пытавшиеся расширить рамки плановой социалистической экономики, своим примером показывавшие её косность, внесли свой, пусть и очень небольшой, вклад в развал СССР, даже не желая этого.
Станислав Коломиец:
- Я вот вроде бы нащупал способ сильно экономить топливо. А как обнаружить экономию? Шофер, перевыполняющий план, может оставить автобазу без горючего. Ведь фонды на горючее выдаются в соответствии с планом. Кстати, такая же картина и с зарплатой... Перевыполнение плана вызывает обман: снабженцы добывают топливо, меняя запчасти на бензин или солярку. В автохозяйстве всегда чего-нибудь не хватает. Чтобы государство получило ощутимый привес от экономим топлива, вот, скажем, в моем случае, нужно, чтобы на всех машинах типа МАЗ поставили мой нагнетатель. Только потом можно пересмотреть нормы расхода топлива. И хотя мне сегодня многие идут навстречу, видимо, до пересмотра норм ох как далеко. Не знаю даже, увижу ли я переоборудованные серийные автомобили...
Надо особо отметить, что по советским меркам Коломийцу сказочно повезло - его не прогнали, его заметили, к нему прислушались, ему помогли, его спасли, ему дали возможность реализоваться, его имя оставили в трёх патентах.
Михаил Бируля:
- Я работал на станции техобслуживания ВАЗа и часто мотался в командировки в Тольятти. Однажды приехал, зашел в управление главного конструктора и сказал, что вот есть такой в Братске изобретатель Коломиец, а мне говорят – знаем его, знаем, было бы хорошо, если бы он к нам приехал, мы бы даже дорогу ему оплатили. И он поехал к ним. Обратно вернулся на белой «Ниве», весь гружённый запчастями, они даже на багажнике у него были. Они ему эту старенькую «Ниву», которая была у них на заводе в качестве заводского автомобиля для разъездов, подарили. Я не так часто общался с ним, а вот мой сын Андрей, вот с ним они чаще встречались. Дело в том, что у Станислава своего сына нет, только дочь и зять, человек от техники далёкий. Вот они с моим Андреем что-то мастерили.
Фото Эдгара Брюханенко
Андрей Михайлович Бируля:
- Глобально на «Ниве» он ничего не поменял. Но приспособил её для всех видов топлива. То есть, она и на низкооктановом бензине ездила, и на солярке. Это было очень простое конструктивное решение. Он карбюратор приподнял, сделал проставку, и в этой проставке у него топливо нагревалось и шло в двигатель уже горячим паром. Дополнительный генератор стоял для этого и регулятор подачи, который менял нагрев. Солярку, понятное дело, надо было греть сильнее. Других конструктивных изменений в двигатель не вносилось.
Но спустя какое-то время статьи о сибирском самородке сделали своё дело. История несправедливости стала идти впереди него на несколько шагов.
Газета «Восточно-Сибирская правда» от 8 июня 1989 года. Статья «Коломиец против Форда»:
- Недавно водитель Братского лесотранспортного предприятия объединения «Братсклес» Станислав Михайлович Коломиец получил ценный совет: подать в суд на известную автомобильную компанию «Форд». <…> Американцы, пользуясь тем, что изобретения С. Коломийца не были запатентованы нашей страной, объявили в журнале «Автомобильная промышленность», издающемся в США, о том, что автокомпания «Форд» приступает к серийному выпуску крупной партии автомобилей, изготовленных по новой технологии. В сообщении, которое опубликовано в №8 названного журнала, нет никаких ссылок на Коломийца, хотя его изобретения взяты, что называется, один к одному.
К сожалению, Коломиец не понимал - а это и в самом деле очень сложно понять, находясь внутри ситуации, - что постепенно он, не желая этого, становится в тень несправедливого к себе отношения.
Андрей Михайлович Бируля:
- Я не слышал от самого Станислава Михайловича каких-либо жалоб на жизнь, на судьбу, на тех, кто не дал дорогу его изобретениям. Он был очень достойным в этом плане человеком. Никогда не хвалился своими знакомствами, был абсолютно простым человеком.
И это на самом деле была настоящая трагедия, в значительной степени сложенная объективными обстоятельствами, начиная от детства, проведенного на фронте, отсутствия профильного технического образования и заканчивая нежеланием советских чиновников (не всех, надо сказать) изменить мир.
- Он запомнился очень сильным и мужественным человеком. Особенно это стало очевидно после того, как после 10 месяцев мучительной жизни в онкоцентре на Каширке он, выйдя оттуда к осени 1985 г. похудевший, постаревший, без голоса, лишь с электромеханическим аппаратом для воспроизводства речи (кстати, и его усовершенствовал прямо в палате!), вновь погрузился в жуткую круговерть по продвижению своих идей.
Жена всегда с ним – и в больничной палате, и в кабине. Десятки тысяч километров за рулем МАЗа через Москву в Дмитров, Минск, Ярославль, Набережные Челны, Ликино – и обратно в Сибирь, а потом – вновь в путь «до Европы» (для справки: маршрут Братск – Минск длиной почти 6 тыс. км пролегает по 18 краям, республикам и областям). Хлопоты на автозаводах. Непонимание оппонентов. Муки раскрытия и преодоления последствий настоящего вредительства (и это бывало!). Работа в конструкторских бюро и цехах вместе с заводчанами. Хлопоты с бюрократами, их везде предостаточно. Испытания опытных партий. И прочая, прочая, прочая. Только человек с очень сильной психикой, мощным духом, физической силой и подлинным изобретательским мессианством может (как и многие знаменитые первопроходцы прошлого) преодолеть препятствия и оставить яркий след, - вспоминает инженер Валентин Ридера.
Изобретения Станислава Михайловича не нашли применения в советском автопроме. Умер Станислав Коломиец в марте 2001 года. Похоронили его рядом с супругой. На похоронах были водители и механики, которые работали с ним.
Текст открыт для поправок и мнений тех, кто знал Станислава Михайловича. К сожалению, нам не удалось найти даже ключевых дат его жизни. Если кто-то хочет дополнить этот текст – пожалуйста, пишите.
Изобретатель Станислав Михайлович Коломиец является автором следующих патентов:
1. Авторское свидетельство СССР №1258721, кл. В60К41/02. Устройство для управления сцеплением и наддувом двигателя транспортного средства / Коломиец С.М.; заявитель НАМИ; заявка №3915812 от 03.06.1985; опубл. 23.09.86.
2. Авторское свидетельство СССР №1333791, кл. F01N07/00. Система выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания / автор и заявитель Коломиец С.М.; заявка №3993403 от 19.12.1985; опубл. 30.08.1987.
3. Авторское свидетельство СССР №1495156, кл. В60К41/02. Устройство для управления сцеплением и наддувом двигателя транспортного средства / Коломиец С.М.; заявитель НАМИ; заявка №4327341 от 13.11.1987; опубл. 23.07.1989.
*В этом материале читатель встретит разное написание фамилии Коломиец при ее склонении. Это происходит потому, что в русском языке склонение мужской фамилии Коломиец возможно двумя способами. Первый – с выпадением гласной «е» (при этом она заменяется на «й»: Коломийца), второй – с сохранением гласной «е» (Коломиеца). Разные авторы, выдержки которых приводит автор, склоняли фамилию Коломиец по-разному, первым или вторым способом.
**Воздвиженский М. Испытания Станислава Коломийца // Изобретатель и рационализатор. – 1986. – №4. – С. 12–16.
***Валентин Александрович Ридера. Коломиец – самородок из Сибири (воспоминания о С.М. Коломиеце). Журнал «Технология колёсных и гусеничных машин». Издательство: Научно-исследовательский институт конструкций автомобилей (Москва)
ISSN: 2227-9393 2013 год
Фотографии Эдгара Брюханенко взяты с сайта электронной библиотеки "Хроники Приангарья".
Предыдущие тексты нашей рубрики:
Как и за что дрались подростки Братска в 60-80-х годах прошлого века
Радиохулиганы в Братске: чем жили, кого боялись и как исчезли
Во времена СССР в Братске был ансамбль, которому было разрешено играть любую музыку
Как и чему учились братчане в советской школе
Как появились и чем жили дискотеки в Братске в прошлом веке
Как Братск пил, запивался, а потом лечился от алкоголизма
История о том, как комсомольский, атеистический Братск вернулся к православию
В Братске самый дорогой вид спорта был массовым, почти как лыжи и доступным даже школьнику
Первый и последний настоящий писатель Братска. Его книги не были похожи на советские
Значительную часть жизни братчане проводили в очередях, а у каждой вещи была своя история покупки